ФЭНДОМ

Аграрный вопрос в Херсонской губернии. Павел ИВАНОВ-ОСТОСЛАВСКИЙ. В общественном сознании глубоко укоренилась мысль о том, что отмена крепостного права, произошедшая в Российской Империи в 1861 году, является абсолютным благом. Разумеется, тот факт, что люди, находившиеся в крепостной зависимости, перестали быть рабами, чисто с моральной точки зрения не может ни радовать. Однако, экономические последствия отмены крепостничества были не столь однозначно положительны, как это может показаться на первый взгляд. Более того, крестьяне и арендаторы земель, привыкшие при старых порядках к принудительной строгой дисциплине, после отмены крепостного права, не проявили совершенно никакой способности к социальной и трудовой самоорганизации. Интенсивное заселение южных степей и сравнительная слабость развития феодально-крепостнических отношений, стали до 1861 года одной из основных причин быстрого развития производительных сил на Херсонщине. Стараясь увеличить прибыльность своих имений, помещики расширяли посевные площади, внедряли в сельскохозяйственное производство различные машины и другие усовершенствования. Вплоть до 40-х годов 19 века преобладающей отраслью хозяйства было скотоводство. Особенно успешно жители губернии занимались разведением крупного рогатого скота. Однако, после отмены крепостничества сельское хозяйство стало приходить в упадок. Люди не были приспособлены к капиталистическим методам ведения хозяйства, сознание большинства простых жителей губернии в моральном и производственном плане оставалось неразвитым. Как свидетельствуют документы, хранящиеся в Государственном архиве Херсонской области, с 1861 по 1873 год урожаи сельскохозяйственных культур, собранные в Херсонской губернии, оставляли желать лучшего. От природы засушливый климат Северной Таврии, определённые организационные недочёты властей и общий низкий уровень нравственного и трудового самосознания населения привели к серьёзным экономическим трудностям. Рабочие, нанимавшиеся сезонно для возделывания угодий и сбора урожаев, зачастую не выполняли условий договоров, заключённых с владельцами или арендаторами земель. Не редкими были случаи, когда работник, узнав, что соседний хозяин мог бы заплатить больше за его труд, нежели тот, у кого он работает, бросал своё рабочее место. Иногда из-за имущественных конфликтов с работодателем, работники ломали сельхозинвентарь. Во времена крепостного права делопроизводство было быстрым и простым, поскольку оно осуществлялось полицией. Полицейские участки находились близко к землям, ставшим предметом спора – это обстоятельство облегчало ведение дела. Однако, после судебной реформы, когда решать сельскохозяйственные дела стали окружные суды, ведение тяжб значительно осложнилось. Чтобы поучаствовать в судебном заседании, крестьянам, арендаторам и землевладельцам приходилось ездить иногда за 500-600 вёрст (1) в губернский или уездный город. Дороговизна услуг адвокатов и высокие цены на гостиничные номера в Херсоне и Одессе, тоже отнюдь не облегчали жизнь фигурантам судебных тяжб.  Благодаря полной безнаказанности обмана и жульничества, многие не чистые на руку граждане превратили свои порочные наклонности в профессию. Положение землевладения в Херсонской губернии было не из лучших. Арендаторы повсеместно обманывали владельцев земли, скрывая свои истинные доходы и не желая платить за использование угодий в полном объёме. Богатые евреи, в руках которых находился в основном капитал в Херсонской губернии, давали ссуды аграриям на самых не выгодных условиях. Цены на продажу и аренду земли резко упали. Потом, благодаря спекуляциям на рынке земли, резко повысились. Вот, что об этом пишет предводитель Херсонского губернского дворянского собрания Георгий Яковлевич Эрдели в своей докладной записке на имя министра государственных имуществ: « …земли, продававшиеся в 1860 и 1861 г.г. по 10-ти рублей, в 1866-м году и последующих по 1870 год, платились по 35-ти рублей за десятину, а арендная плата с 40 и 80-ти копеек возросла до 2-3-х рублей, земли же лучшей полосы, продававшиеся в 1860 и 1861 г.г. по 25-ти рублей, стояли по 50-то и 60-ти рублей серебром за десятину, а арендная цена на них с одного рубля возросла до 3-х и 4-х рублей». Такое положение дел могло привести к полному разорению края. Предводитель Эрдели предложил срочно  внести изменения в законодательную базу, особенно те изменения, которые можно было принять на местном уровне. В докладной записке, написанной им, сказано, что необходимо установить строгий порядок найма на работу в сельхозсекторе, полиция должна всячески пресекать нарушение законов, с виновных следует взыскивать штрафы в соответствии со степенью тяжести их проступка. Руководство Министерства государственных имуществ и Херсонской губернии приняло соответствующие меры: в аграрном секторе нашего края был наведён порядок. Не в последнюю очередь это произошло благодаря стараниям Георгия Яковлевича Эрдели. Благодаря учреждению Аграрного банка оживился рынок земли, крестьянам, арендаторам и владельцам земли стало проще брать кредиты для финансового обеспечения своей деятельности. Законодательство, касающееся правоотношений в аграрной сфере, стало чётче и жестче. В общем и целом, в последние лет двадцать 19 века экономика Херсонской губернии благодаря сельскохозяйственным нововведениям стала интенсивно развиваться. В этом была не малая заслуга местного сановничества, смогшего сравнительно быстро перестроить методы хозяйствования, внедрить в производство новые машины и механизмы, привить простому народу сознание ответственности за свой труд, за своё будущее  и будущее своего края.

1. Расстояние взято в масштабах всей Российской Империи.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики