ФЭНДОМ

Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу.
Александр II Николаевич

Alexander II of Russia photo

Титул

Император Всероссийский (1885–1881)

Царь Польский (1885–1881)

Великий князь Финляндский (1885–1881)

Династия

Романовы

Предшественник

Николай I Павлович

Преемник

Александр III Александрович

Вероисповедание

Православие

Важнейшие события

Отмена Крепостного Права

Судебная реформа

Русско-турецкая война (1877–1878)

Александр II Николавевич – Император всероссийкий, Царь Польский и Великий Князь Финляндский (1855—1881)

Детство и начало государственной деятельностиРедактировать

Александр Николаевич Романов родился в Москве 17 апреля 1818 года на пасхальной неделе в великокняжеской семье Николая Павловича (будущего императора Николая I) и Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Прусской).

С 1825 года Александр Николаевич стал наследником престола. Он получил образование под руководством военного офицера Карла Карловича Мердера и поэта Василия Андреевича Жуковского. Целью обучения было провозглашено "воспитание для добродетели". Программа обучения включала многие области знаний и была составлена самим Жуковским. Наставниками наследника престола стали либеральные профессоры. Среди них был географ и историк К.Н Арсеньев, активный сторонник отмены крепостного права; друг А.С Пушкина П.А Плетнев; автор "Свода полного собрания законов Российской империи" граф М.М Сперанский, либеральный государственный деятель периода царствования Александра I.

17 апреля 1834 года, в день совершеннолетия (16 лет), Александр принёс присягу. Совершеннолетие для Александра Николаевича означало ответственные назначения по гражданской и военной службе, а также приобщение к государственной деятельности: в 1834-м-присутствующий в Сенате, в 1835-м-член Синода, в 1836-м-генерал-майор с причислением к свите Николая I.

Весной 1837 года обучение Александра было закончено, он совершает семимесячное путешествие по России и первым из Романовых посещает Сибирь, ходатайствует перед отцом о смягчении участи декабристов. Через год наследник путешествует по Европе (со 2 мая 1838 по 23 июня 1839).

По возвращению из заграничного путешествия Александр Николавеич продолжает участвовать в работе государственного аппарата:в 1839 году он назначается присутствующим в Государственном совете, а затем и в Комитете Министров. Наследнику престола поручаются все более важные дела, он заменяет императора во время его отлучек.

Весной 1850 года император и великий князь инспектируют войска Западной губернии и Царства Польского. Позже наследник престола самостоятельно осматривает укрепления на Северном Кавказе и даже участвует в стычке с горцами, за что награждается орденом Святого Георгия 4-й степени.

Во время Крымской войны, когда Петербургская губерния при появлении англо-французкого флота была объявлена на военном положении, Александр командовал всеми войсками, направленными для обороны Петербурга.

ПравлениеРедактировать

18 февраля 1855 года неожиданно для всех скончался император Николай I. Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сложившимся человеком, знакомым с государственной деятельностью. Александр II понимал что страна стоит перед необходимостью коренных преобразований. 3 декабря 1855 года был закрыт Высший цензурный комитет. Гласность стала первым появлением оттепели, наступившей после начала царствования Алекандра II.

Первыми мерами нового императора были уничтожение стеснений, введённых в университетах после 1848 года, разрешение свободной выдачи иностранных паспортов, создание акционерных обществ и компаний. В августе 1856 года была объявлена амнистия политическим заключённым - оставшимся в живых декабристам, патрашевцам, участникам Польского восстания 1830-1831 годов.

19 марта 1856 года опубликован Манифест заключении Парижского мира, ознаменовавший конец Крымской войны. Чтобы закончить войну и получить возможность продолжить преобразования, император согласился на унизительные для России условия мира: запрещение иметь на Чёрном море военно-морские силы, потерю Южной Бессарбии и права на покровительство Дунайским княжествам и Сербии.

26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля совершился обряд коронования на царство. Став коронованным монархом, Александр II приступает к решению главной проблемы страны-крестьянского вопроса. Отмена крепостного права стала насущной проблемой для развития страны, движения её по пути прогресса. Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в речи, произнесённой 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства.

Секретный Комитет по крестьянскому делу был учреждён Александром II в 1857 году. Уже через год Комитет перестаёт быть секретным, опубликовав первую правительственную программу (рискрипт на имя виленского генерал-губернатора Назимова). Вскоре он становиться главным комитетом.

В феврале 1861 года Александр I решил отменить крепостное право. Под нажимом Александра II Главный комитет принял либеральную правительственную программу решения крестьянского вопроса, основная цель которой заключалась в освобождении крестьян с землёй на условиях выкупа.

19 февраля 1861 года ,в годовщину восшествия на престол, царь подписывает манифест об отмене крепостного права. 5 марта Манифест обнародовали в Петербурге во всех церквях после обедни. С 7 марта по 2 апреля шло чтение документа в губернских городах. Крестьяне получили личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Закон исходил из того,что вся земля, в том числе и крестьянские наделы,принадлежали помещику. Чтобы стать собственником своего надела,нужно было выкупить его у помещика. Финансовые условия выкупа были крайне тяжёлыми. В большинстве случаев нормы наделов оказывались ниже размеров дореформенного крестьянского землепользования. Цена земли по выкопу значительно превышала её рыночную стоимость.

В первой половине 60-х годов проводится университетская реформа,реформа местного самоуправления,создается новый всесословный суд и смягчяется цензурный контроль,реформируется система народного образования.Происходит строительство железных дорог,всячески поощряемое правительством.Было построено около 20 тысяч вёрст железнодорожных путей.Это оказало влияние на развитие промышленности и торговли.Товарооборот с сопредельными странами вырос в 10 раз.Увеличилось число торговых и промышленных предприятий,фабрик и заводов.Появились банки,во главе которых с 1860 года стал Государственный банк.

В январе 1863 года подпольное движение в Царстве Польском перешло в вооружённое восстание.Все попытки Александра II найти компромисс не дали результатов.Тогда против повстанцев была брошена регулярная армия, и только тогда восстание удалось подавить.Эти события были негативно восприняты как в России,так и за рубежом.Однако при подготовке аграрных реформ в Польше русское правительство пошло на весьма существенные уступки местным крестьянам,передав им в собственность земли,находившиеся в их пользовании до восстания,и наделив участками безземельных.

4 апреля 1866 года член социалистического кружка Д.А Каракозов совершил неудачное покушения на Александра II.В 1867 году Аляска была проадана США за 7,2 миллиона долларов.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности.Служба в армии превратилась из тяжёлой сословной повинности крестьянства в гражданский долг,равный для всех сословий.

Внешняя политика во времена Александра II была направлена на усиление престижа страны.В 1870 году с началом Франко-Прусской войны Россия отказалась от статей Парижского договора,ограничивавших её права на Чёрном море.В 1875 году обострилось положение на Балканском полуострове-вспыхнуло восстание сербов и болгар против турецкого владычества.Большинство жителей России поддержало славян.

12 апреля 1877 года война была объявлена.Война носила со стороны России освободительный характер.По результатам войны в 1878 году была признана независимость Черногории,Сербии,Румынии и Болгарии.Александр II стал царём-освободителем для балканских народов.

2 апреля 1879 года на Дворцовой площади А.К Соловьев совершает неудачное покушение на Александра II.Хоть Соловьев и принадлежал к социалистическому кружку,покушение было его личным делом.В декабре 1879 года члены революционной организации "Народная воля" устраивают взрыв на пути следования царского поезда из Ливандии в Москву.По ошибки террористы подорвали бомбу не под императорским вагоном,а под тем,в котором следовала свита.

5 февраля 1880 года в столовой Зимнего дворца прогремел мощный взрыв,организованный народовольцем Степаном Халтуриным.Император по счастливой случайности не пострадал,но в караульной под столовой погибло 11 человек Финляндского полка и более 50 человек получили ранения.

После взрыва в Зимнем дворце Александр II наделил широкими полномочиями популярного генерала,героя русско-турецкой войны М.Т Лорис-Меликова. Лорис-Меликов занялся укреплением репрессивного аппарата. III отделение было ликвидировано, его функции перешли к департаменту государственной полиции Министерства внутренних дел. Но вместе с тем Лорис-Меликов хотел чтобы власть заручилась общественной поддержкой. Он предложил систему реформ направленную на облегчение материального положения населения. В конце 1881 года Лорис-Меликов предложил императору привлечь к участию в законосовещательной деятельности представителей органов местного самоуправления(конституция Лорис-Меликова).

17 февраля Александр II утвердил журнал Особого совещания на эту тему. 1 марта император одобрил проект правительственного сообщения о созыве представителей земств. Для окончательного решения вопроса предполагалось собрать 4 марта 1881 года совещание высших сановников под председательством императора. Но террористический акт 1 марта сорвал этот план.

ПокушенияРедактировать

Первое покушениеРедактировать

4 апреля 1866 года, когда император шел от ворот летнего сада к ожидавшей его карете, он не сразу понял что треск отдавшийся гулким эхом над липами, это звук выстрела, то покушение совершил террорист - одиночка Дмитрий Каракозов, из обедневших дворян, бывший студент, надеялся что цареубийство спровоцирует народ на революцию, стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров, ударил его по руке с пистолетом, и пуля пролетела над головой царя, покушение не удалось.

Второе покушениеРедактировать

Второе покушение 25 мая 1867 года совершил польский националист Антон Березовский, он выстелил в Александра когда тот, с императором Наполеоном III, возвращался с военного смотра в открытом экипаже, пуля попала в лошадь, покушение не удалось.

Третье покушениеРедактировать

Третье покушение 14 апреля 1879, когда император возврщался с утренней прогулки, с ним поздоровался прохожий, император расеянно ответил на приветствие, и тут жу увидел в руке прохожего пистолет, и тогда Александр побежал как загнанный волк зигзагами и скачками, чтоб труднее было попасть, за ним почти попятам сделовал убийц. Третье покушение совершил разночинец Александр Соловьёв, член тайного революционного общества "Земля и воля", цареубийство задумал самостоятельно, расчитывая на переворот, во время погони за Александром, успел сделать 4 выстрела, с расстояния около 10 шагов, все пули ушли мимо, покушение не удалось.

Четвёртое покушениеРедактировать

Четвёртое покушение 19 ноября 1879 года, группа Андрея Желябова, заложила мину с электрическим взрывателем под железнодорожным полотном, на пути следования государя, у города Александровск, мина не сработала, покушение не удалось.

Пятое покушениеРедактировать

Пятое покушение, группа Софьи Перовской заложила мину, на железной дороге под Москвой, террористы знали, что сначала идёт поезд свиты, но по случайности первым в этот раз шёл царский поезд, покушение не удалось.

Шестое покушениеРедактировать

Шестое покушение 17 февраля 1880 года, народоволец Степан Халтурин, устроился плотником в зимний дворец, и за полгода пронёс в подвал царской столовой, 30 килограммов динамита, при взрыве 17 февраля, погибло 11 человек, ранено 56, все солдаты караульной службы, императора в столой не оказалось, он встречал опоздавшего гостя, покушение не удалось.

Седьмое покушениеРедактировать

На 1 марта у государя было намечено присутсвие в Михайловском манеже, на разводе караулов, обратным путём заехав в Михайловский дворец к двоюродной сестре, Великой княгине Екатерине Михайловой, выпить чаю, поделиться планами отречения от престола и отъезда в Ницу, в полдень император вышел от неё и сел в карету, в 3 часа ему надо быть уже в зимнем, он обещал жене повести её на прогулку, проехав инженерную улицу, царская карета повернула на Набережную Екатерининского канала, рядом следовали 6 казаков конвоя, вслед ехали на двух санях офицеры охраны во главе с полицместером Дворжидским, по набережной шёл мальчик с хлебной корзиной, немного поодаль артилеррийкий офицер, на повороте Александр Николаевич, успел заметить молодую женщину, которая махала кому - то белым платком, когда перед каретой внезапно возник человек, со свёртком в руках, Император уже понял, будет взрыв.

Седьмое покушение совершил народоволец Николай Рысаков, один из двух бомбистов дежуривших Екатерининской набережной, сигнал к действию подала Софья Перовская, Рысаков бросил в царсвую карету самодельную бомбу, и попытался убежать, но подскользнулся и был схвачен, взрывом убиты два казака конвоя и мальчик прохожий, ранены три лошади, повреждены передние колёса и козлы кареты, император не пострадал

УбийствоРедактировать

1 марта 1881 года Лорис-Меликов попросил Александра II в целях безопастности не ехать на развод войск. Александр возмутился, объявив, что не желает представать перед народом трусом. К просьбе министра присоединилась княгиня Юрьевская. Ей удалось отговорить государя от поездки, но в последний момент император решился ехать. Домой Александр II
Александр II умер

Александра II на смертном одре

возвращался в сопровождении казаков и полицейских.

На Екатиринском канале раздался взрыв, и царскую карету окутало дымом. Государь вышел и увидел двух казаков, лежащих в лужах крови, а также маленького мальчика, кричащего от боли. Охрана и люди в толпе задержали молодого человека (Н.Рысакова), бросившего бомбу в карету императора. Подойдя к мальчику, уже умершему от раны, Александр перекрестил его и напрвился к карете. Но вскоре раздался ещё один взрыв. Взрывом Александру II оторвало ноги, а убийца Игнатий Гриневецкий скончался, взорвал себя вместе с императором. Меньше чем через час он умер в кабинете Зимнего дворца.

СемьяРедактировать

Заграничное путешествие решило также имело роль в личной жизни Александра Николавеича. В Дармштадте он встретился и влюбился в принцессу Марию Гессен-Дармштадску. Родители согласились с выбором Александра и 6 апреля 1841 года состоялось венчание великого князя Александра Николаевича и принцессы Марии (будущая императрица в России была наречена Марией Фёдоровной). Брак долго был счастливым и длился 39 лет. За годы совместной жизни у них родилось 8 детей: Александра (умерла в 7 лет), Николай (наследник престола, умер в 22 года), Александр (будущий император), Владимир, Алексей, Мария, Сергей и Павел.

Александр II с семьёй

Александр II с семьей

В 1865 году Александр познакомился с княжной Екатириной Долгоруковой и влюбился в неё. В 1880 году умерла Мария Александровна. Александр решил узаконить свои отношения с Долгоруковой и женился на ней, а также пожаловал ей и их общим детям титул светлейших князей Юрьевских. От брака с Екатириной Долгоруковой у Александра II родилось два сына: Георгий и Борис, а также две дочки: Ольга и Екатерина.Также император имел несколько внебрачных детей.

ПОР
Правители России (2409 до н.э. — 2013)
Logo-kolo Славянский племенной союз
(старейшины —
2409 год до н. э - 862)
СловенВандал НовгородскийСтолпосвятВладимир ДревнийБравлинБуривойГостомысл
Logo-kolo Новгородская Русь
(князья Новгородские —
862 - 882)
Рюрик I ВаряжскийОлег I Вещий
365px-Alex K Kievan Rus..svg Киевская Русь
(великие князья
Киевские — 882 - 1169)
Олег I ВещийИгорь СтарыйОльга СвятаяСвятослав I ВеликийЯрополк I СвятославичВладимир Красное СолнышкоСвятополк ОкаянныйЯрослав МудрыйМстислав ХрабрыйИзяслав I Ярославич (Триумвират Ярославичей) • Всеслав ЧародейСвятослав II ЯрославичВсеволод I МиролюбивыйСвятополк II ИзяславичВладимир МономахМстислав ВеликийЯрополк II ВладимировичВячеслав ВладимировичВсеволод II ОльговичИгорь II ОльговичИзяслав II МстиславичЮрий ДолгорукийРостислав МстиславичИзяслав III ДавидовичМстислав II Изяславич
Lob flag moskovskiy Владимирская Русь
(великие князья
Владимирские — 1169 - 1328)
Андрей БоголюбскийМихаил I ЮрьевичЯрополк III РостиславичВсеволод Большое ГнездоЮрий II ВсеволодовичКонстантин ДобрыйЯрослав II ВсеволодовичСвятослав III ВсеволодовичМихаил I ХрабрыйАндрей II ЯрославичАлександр НевскийЯрослав III ЯрославичВасилий КостромскойДмитрий I АлександровичАндрей ГородецкийМихаил II СвятойЮрий III ДаниловичДмитрий Грозные ОчиАлександр II Тверской
261px-Coat of arms of Russia (XV Century).svg Московская Русь
(великие князья
Московские — 1328 - 1547)
Иван КалитаСимеон ГордыйИван II КрасныйДмитрий СуздальскийАлексей БяконтДмитрий ДонскойВасилий I ДмитриевичСофья ВитовтовнаВасилий II ТёмныйЮрий IV ЗвенигородскийВасилий III КосойДмитрий ШемякаИван III Великий (Иван МолодойДмитрий Внук) • Василий III ИвановичИван IV Грозный (Михаил ГлинскийЕлена ГлинскаяВасилий ШуйскийИван ШуйскийМакарий)
Flag of Tzar of Muscovia.svg Русское царство
(Государи, Цари и Великие
Князья всея Руси — 1547 - 1721)
Иван IV Грозный (Избранная РадаСимеон Бекбулатович) • Фёдор I БлаженныйБорис Годунов (Ирина Годунова) • Фёдор II Годунов (Мария Скуратова-Бельская) • Лжедмитрий IВасилий IV Шуйский (Лжедмитрий II) • Семибоярщина (Фёдор Мстиславский) • Владислав I Польский (Александр Корвин-Гонсевский) • Козьма Минин и Дмитрий ПожарскийМихаил Кроткий (Фёдор Романов) • Алексей Михайлович (Борис МорозовАлексей АлексеевичАртамон Матвеев) • Фёдор III АлексеевичСофья I АлексеевнаИван V АлексеевичПётр I Великий (Наталья Нарышкина)
Romanov Flag.svg Российская империя
(Всероссийские императоры
и самодержцы — 1721 - 1917)
Пётр I ВеликийЕкатерина I АлексеевнаВерховный Тайный Совет (Александр Меншиков) • Пётр II (Василий и Алексей Долгорукие) • Анна Иоанновна (Эрнст Бирон) • Иван VI (Анна Леопольдовна) • Елизавета ПетровнаПётр III ФёдоровичЕкатерина II АлексеевнаПавел I ПетровичАлександр I Павлович (Негласный комитет) • Николай I ПавловичАлександр II НиколаевичАлександр III АлександровичНиколай II Александрович
100px-Russian coa 1917 vrem Российская республика (главы
Временного Правительства — 1917)
Георгий ЛьвовАлександр Керенский
Coat of arms of the Soviet Union.svg Советская Россия (председатели
СНК РСФСР — 1917 - 1922)
Владимир Ленин
Coat of arms Kolchak 1919 (1) Российское государство
(Верховный правитель России
— 1918 - 1920)
Александр Колчак
Coat of arms of the Soviet Union.svg СССР (Председатели СМ СССР,
первые и генеральные секретари
ЦК КПСС, президент СССР
— 1922 - 1991)
Владимир ЛенинИосиф СталинГеоргий МаленковНикита ХрущёвЛеонид БрежневВасилий КузнецовЮрий АндроповКонстантин ЧерненкоМихаил ГорбачёвГеннадий Янаев
Flag of Russia svg Российская Федерация
(Президенты РФ — 1991 - наши дни)
Борис ЕльцинВладимир ПутинДмитрий Медведев