ФЭНДОМ

Восстание Болотникова
Bolotnikov
Восстание Болотникова
Дата 1606–1607
Место Русское царство
Причина Смутное время
Итог Подавление восстания царскими войсками
Противники
Крестьянство

казачество

«воры»

севрюки

южнорусское мелкопоместное дворянство

наёмные ландскнехты

Василий Шуйский
Силы сторон
30 тысяч человек Царские войска

Восстание Болотникова — крестьянское движение 1606—1607 годов в южных районах Русского цартсва под предводительством И. И. Болотникова

Движение БолотниковаРедактировать

Призрак Лжедмитрия не давал покоя растревоженной стране. Его имя вновь стало знаменем и дворянской оппозиции и широких народных масс. В 1606 году нашелся и новый вождь движения – Иван Исаевич Болотников. Вероятно, он был дворянином, но служил военным холопом у князя Андрея Телятевского. Болотников побывал в крымском и турецком плену, несколько лет рабски трудился гребцом на галере, потом был захвачен в плен командой немецкого судна.

Оказавшись в Европе, скитался по странам, успел повоевать против турок в войсках австрийского импертора. Наконец попал в Речь Посполитую.

Здесь Болотников оказался в городе Самборе и в замке Мнишков встретился с двойников Отрепьева – неким Михаилом Молчановым, бежавшим из Москвы и выдававшим себя за чудом спасшегося царя Дмитрия.

От Молчанова Болотников получил небольшую денежную сумму и грамоту, скреплённую украденной из Москвы государственной печатью, в котроой Молчанов назначил его царским воеводой.

В России опорным пунктом Болотникова стал город Путивль. В южных уездах скопилось немало казаков, бывших сторонниками еще Лжедмитрия I. Имя царя Дмитрия было здесь популярным, и потому Болотников без труда собрал из казацких отрядов войско. Во главе его он начал свой поход на Москву.

К Болотникову стекались все недовольные новым московским царём. Активную роль в движении играли казаки, холопы, крестьяне и посадский люд. К войску Болотникова примкнули и дворяне, в том числе Истома Пашков, ставший одним из вождей восстания, и Прокопий Ляпунов. Воевода Путивля князь Г. Шаховской и даже бывший господин Болотникова князь А. Телятевский присоединились к нему. Поддержали его и народы Поволжья – мордва, марийцы, чуваши.

Восставшие разбили под Ельцом правительственные войска, захватили Калугу, Тулу, Каширу, Серпухов и другие города.

Участники движения не собирались менять государственное устройство. В прелестных письмах (от словапрельщать – привлекать) Болотников сулил народу избавление от тягот, призывал к борьбе с угнетателями. Это и обеспечивало ему немалую популярность.

В октябре 1606 года воинтсво Болотникова подступило к Москве. Началась двухмесячная осада столицы. На исход сражения, состоявшегося 2 декабря 1606 года, повлияло то, что дворяне И. Пашков и П. Ляпунов со своими отрядами переметнулись на сторону царя Василия. Основные силы Болотникова были разгромлены, и он отступил к Калуге.

Конец БолотниковаРедактировать

Под калугой, осаждённой царскими войеводами, судьба Болотникова казалась предрешенной. Но тут появилась неожиданная подмога. С Терека по Волге подошло войско, которое возглавлял новый самозванец, называвший себя царевичем Петром.

Это был казак Илья Иванов Коровин. В истории он известен с прозвищем Илейка Муромец, поскольку родился близ города Мурома. Но в отличие от легендарного богатыря, ловкий проходимец Илейка объвил себя сыном царя Фёдора Иоанновича, которого верные люди якобы долго скрывали в надёжном месте, а теперь настало время и он объявился.

По этой легенде Лжепётр оказывался даже более законным наследником престола, чем Лжедмитрий.

Войско Болотникова обрело нового претендента на цартсво. Восставшие вырвались из осады и подошли к Туле.

Поход на мятежный город возглавил сам царь Василий. Три месяца длилась осада, и только подлым обманом Шуйскому удалось захватить Тулу.

Поверив обещаниям сохранить им жизнь, повстанцы сами открыли городские ворота. Царь жестоко расправился с руководителями движения. Болотникова ослепили, а затем увезли в далёкий Каргополь и в 1608 году утопили. Лжепетра публично казнили.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики