Фэндом

Восстание декабристов
Kolman decembrists.jpg
Восстание на сенатской площади
Дата 14 декабря 1825
Место Санкт-Петербург, Сенатская площадь
Итог Подавление восстания
Силы сторон
более 3000 человек Правительственные войска
Военные потери
1271 человек

Восстание декабристов (восстание на Сенатской площади) - попытка государственного переворота в столице Российской империи, восстание было организовало молодыми дворянами, многие из них весьма богатые и титулованные. Целью их было отмена крепостного права и упразднения Самодержавия.

Смерть Александра IРедактировать

1 сентября 1825 года Александр Павлович покинул Петербург и уехал в глухой, провинциальный Таганрог. Простудившись, 19 ноября он скончался. Неожиданная смерть царя вызвало большое волнение. Причиной тому стал вопрос о преемнике, у Александра не было детей. Согласно указу престолонаследия власть переходила к его брату великому князю - Константину Павловичу.

Поселившийся в Варшаве Константин еще ранее, в 1823 отрёкся от престола о чём письменно уведомил Александра I. Царь принял отречение в особом манифесте назначил своим наследником другого брата - Николая Павловича. Однако по непонятной причине, Александр Павлович не захотел обнародовать документ и в запечатанном пакете переслал митрополиту Филарету для хранения в Успенском соборе Московского Кремля. Копии секретно были помещены на хранение в Государственном совете, Сенате и Синоде. На всех пакетах с текстом манифеста царь начертал: Хранить до моего востребования. А в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия. Распоряжение императора оставалось секретным и для Николая I.

Известие о смерти Александра Павловича отправили в Таганрог и в Петербург, и в Варшаву. И получилось что в Петербурге царём считали Константина, а в Варшаве Николая. Путаница продолжалась до 12 декабря , когда был вскрыт конверт с манифестом 1823 года.

Члены тайных обществ, вынашивавшие планы захвата власти, решили что сложившаяся ситуация благоприятствует им, и наметили выступить 14 декабря в Петербурге - в день присяги новому императору. Руководителем заговорщиков был Сергей Трубецкой. Они планировали помешать присяге официального Петербурга Николаю, вывести верные им войска на Сенатскую площадь, захватить Зимний дворец, арестовать и уничтожить царскую семью, заставить Сенат объявить о низложении монарха и выпустить манифест об ужреждении Временного революционного правительства. Крепостное право должно быть ликвидировано, все граждане уравнены перед законом, рекрутская повинность и военные поселения - отменены. После этого предполагалось собрать Учридительное собрание и вынести на его рассмотрение программу переустройства Российской Империи.

Восстание 14 декабряРедактировать

Ранним утром 14 декабря 1825 года Николай Павлович пригласил к себе полковых генералов и ознакомил их с документами о своём праве на престол. Его единодушно признали правителем и присягнули на верность. Затем присягать стали воинские части и гражданские лица. Здесь были все члены Сената и Синода. И тут произошло то чего не ждали.

Лейб-гвардии Московский полк отказался присягать новому царю и в знак протеста вышел на сенатскую площадь. Сюда же прибыли восставшие части Гренадерского полка и Гвардейского флотского экипажа.

Также на Фэндоме

Случайная вики