ФЭНДОМ

Восточно-Померанская операция
Великая Отечественная война
800px-Danzigm17
Советские войска в Данциге. Март 1945
Дата 10 февраля — 4 апреля 1945
Место Восточная Померания, северная Польша
Итог Победа СССР
Противники
Flag of the Soviet Union (1923-1955) svg СССР

Flag of Poland svg Польская народная республика

Флаг Третьего Рейха Третий Рейх
Командующие
Flag of the Soviet Union (1923-1955) svg Константин Рокоссовский Флаг Третьего Рейха Генрих Гиммлер
Силы сторон
920 500 человек + 75 600 (1-е войско Польское) 26 дивизий
Военные потери
225 692 (из них 52,740 — безвозвратные) + 8668 в 1-м войске Польском Более 90 000 убитыми, 100 000 пленными, 500 танков, около 3500 орудий и миномётов, 430 самолётов, большое количество кораблей
Восточно-Пусская операция (10 февраля — 4 апреля 1945) — военно-стратегическая операция РККА против группы армий «Висла» и частей СС, находившихся в Померании под командованием рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера.

ИсторияРедактировать

ПредысторияРедактировать

В результате успешного завершения Висло-Одерской операции советские войска в конце января 1945 года вышли на Одер и захватили плацдармы на её западном берегу. Войска 1-го Белорусского фронта форсировали реку в районе Кюстрина и находились в 60 км от Берлина. Чтобы предотвратить взятие столицы Рейха, германское командование приступило к подготовку группы армий «Висла» под командование рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, с целью нанести удар по правому крылу 1-го Белорусского фронта, разгромить его войска в районе Кюстрина и сорвать подготовку советского наступления на Берлин. Немецкая группировка включала до 26 дивизий, в том числе 4 танковые.

Советское командование, обнаружив сосредоточение в Померании крупных сил, определило намерения нацистов и приняло контрмеры. Константин Рокоссовский, командовавший 2-ым Белорусским фронтом, который советское командование усилило для отражения наступления нацистов, имел в распоряжении 996 100 человек, 1-ый танковый и 1-ый механизированый корпуса, 4-ую воздушную армию и огневую поддержку Балтийского флота. Всё это предназначалось для отражения удара фашистов и последующего уничтожения группы армий «Висла».

Ход операцииРедактировать

Начало советского наступленияРедактировать

10 февраля советские войска перешли в наступление. Фашисты, опираясь на глубоко эшелонированную оборону раз за разом отбивали атаки советских солдат. Прорыв вражеской обороны принял затяжной характер. Холмистая местность, распутица - всё это мешало частям РККА прорвать оборону. Спустя десять дней советские войска остановили наступление на линии Гнев-Хойнице-Ратцебур. таким образом советские войска продвинулись всего лишь на 50-60 километров.

Тем временем, фашисты нанесли удар по силам 1-го Белорусского фронта в районе Штатгарда и в течении 4 дней оттеснили части 47-ой армии на 8-12 километров. После того, как войска фронта отразили контрудар, противник перешёл к обороне на всём фронте от Вислы до Одера и приступили к усилению восточно-померанской группировки. Тогда командование РККА решило привлечь части правого крыла 10го Белорусского фронта к участию в операции так, как пока не была ликвидирована угроза из Востоной Померании нельзя было начинать наступление на Берлин. 2-ому Белорусскому фронту были переданы 19-ю общевойсковую армию и танковый корпус.

Прорыв немецкого фронта   Редактировать

24 февраля части 2-го Белорусского фронта нанесли удар в общем направлении на Кёслин. А 1 марта части правого крыла 1-го Белорусского фронта нанесли удар силами 4 общевойсковых и 2 танковых армий в общем напралении на Кольберг.

Уже к 5 марта Померанская группировка была рассечена на две части. После этого войска 1-го Белорусского фронта развернули наступление в сторону нижнего течения р. Одер, а войска 2-го Белорусского фронта повернули на северо-восток. К 10 марта 1-ый Белорусский фронт практически полнотью освободил побережье Балтийского моря. 18 марта войска Польского овладела Кольбергом. 28 мая части 2-го Белорусского фронта заняли Гдыню, а 30 марта - Данциг. Остатки 2-й немецкой армии, блокированные в районе Гдыни, были уничтожены 4 апреля. Прижатая к морю восточнее Данцига группировка противника оказывала сопротивление до 9 мая. 

ИтогиРедактировать

В ходе Восточно-Померанской операции советские войска разгромили свыше 20 дивизий и 8 бригад противника. В плен было взято до 100 000 человек. Противник потерял более 200 танков, около 3500 орудий и миномётов, 430 самолётов, большое количество кораблей и другой военной техники и имущества. Теперь уже ничто не мешало советскому командованию начать марш на Берлин... 

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики