ФЭНДОМ

Гюлистанский мирный договор
Русско-персидские войны
Подписание в карабахе
Подписание Гюлистанского договора 12 октября 1813 года
Дата подписания 12 октября 1813 года
Место подписания селение Гюлистан (Карабах)
Итог Персия признала все присоединения к Российской империи
Территориальные
изменения
Россия получала Дагестан, Грузию, Абхазию, ханства Карабахское, Ширванское, Талышинское и др.
Стороны
Государственное знамя 1742 Российская империя Flag of Agha Mohammad Khan.svg Персидская империя Каджаров
Полномочные представители
Государственное знамя 1742 Н. Ф. Ртищев Flag of Agha Mohammad Khan.svg Абул-Хасан-хан
Гюлистанский мирный договор — договор между Российской империей и Персией, подписанный 12 октября 1813 года в селении Гюлистан (Карабах) после окончания русско-персидской войны 1804—1813 годов.

Договор был подписан от имени России генералом-лейтенантом Н. Ф. Ртищевым и от имени Песрии — мирзой (министром иностранных дел) Абул-Хасан-ханом.

История подписанияРедактировать

В ходе русско-персидской войны 1804-1813 годов молодой наследный принц Аббас-Мирза едва не попал в плен. После этого он обратился к русскому главнокомандующему Ртищеву с просьбой о возобновлении мирных переговоров. Предварительные переговоры начались летом 1813 года в Тбилиси. В качестве посредника в них принял участие английский посланник в Персии — сэр Гор Оусли.

УсловияРедактировать

Согласно договору, . Подтверждалось присоединение к России всего кавказского побережья Каспийского моря от устья Терека до Астары.

Все пленные обеих сторон подлежали возвращению на родину. Присоединение к России части Закавказья имело большое значение для его народов. Присоединение к России избавило их от постоянных междоусобиц феодалов, нашествий иноземных захватчиков, привело к ликвидации феодальной раздробленности, приобщило народы Закавказья к русской культуре и передовому общественно-политическому движению России.

Также Россия получила право держать военный флот на Каспийском море. Гюлистанский мир установил торговые льготы для обеих сторон, и ожидалось, что это увеличит масштабы торговли между Россией и Персией. Однако применение статей этого договора задерживалось и продолжал действовать так называемый запретительный тариф 1755 года. Гюлистанский договор был обнародован только в 1818 году, после чего Россия и Персия получили возможность приступить к широким торговым операциям.

ПоследствияРедактировать

Однако Персия не смирилась с утратой Закавказья. Подталкиваемая Великобританией, она вскоре развязала новую войну против России, закончившуюся поражением Персии и подписанием Туркманчайского мирного договора.