ФЭНДОМ

Общая фотография Остославских
Остославские — русский купеческий, позднее дворянский род.

Происходит из Херсона. Известен по некоторым данным с начала XIX века. Последние двести лет представители рода Остославских ярко проявили себя на поприще коммерции, военного дела, науки и искусства. Не смотря на то, что все они принадлежали к различным профессиям и сферам приложения человеческих талантов, в Северной Таврии они приобрели добрую славу гуманистов и филантропов.

Родоначальником Остославских является Иван Семёнович Остославский (1811—1877), купец второй гильдии, судовладелец, обер-бургомистр Херсона, основатель и первый директор Херсонского городского общественного банка, потомственный почётный гражданин, меценат.

От брака с Ириной (Ариной) Никаноровной Акулининой имел восемь детей: Василий, Иван, Екатерина, Людмила, Лидия, Елена, Людмила, Анна. Его сыновья выслужили себе потомственное дворянство: Василий Иванович Остославский по ордену св. Владимира III степени, а Иван Иванович Остославский по чину полковника действительной службы русской императорской армии.

Самым известным представителем рода Остославских является Иван Васильевич Остославский (сын Василия Ивановича и внук Ивана Семёновича) — доктор технических наук, профессор МГУ и МФТИ, замдиректора по науке ЦАГИ, многократный лауреат Сталинской премии, получивший эту награду за научные исследования и разработки в области гидроаэродинамики.

Среди потомков рода Остославских по женским линиям наибольшую известность приобрели: Борис Васильевич Фролов — главврач Областной Ивано-Франковской стоматполиклиникии, кавалер Ордена Ленина, персональный пенсионер, майор-военврач; Игорь Михайлович Иванов — врач-офтальмолог, гуманист, кандидат медицинских наук, действительный член Российского Дворянского Собрания, вице-предводитель Херсонского губернского дворянского собрания, кавалер четырёх боевых орденов, полученных за участие в великой Отечественной войне.

Генеалогические связи Остославских роднят их с семейством выдающегося психолога и философа Георгия Ивановича Челпанова, а также известного художника Флавицкого - автора картины "Княжна Тараканова".

Род Остославских состоит в родстве с дворянскими фималиями: Савицкие, Дембицкие, де Сукни, фон Эренштрайт, Иващенко, дворянами и почётными гражданами Фроловыми, с купцами Акулиниными, Сулим, Тропиными и др.

История ОстославскихРедактировать

Остославские - семейство херсонских дворян и почетных граждан, известных по документам и семейным преданиям, сохранившемся у потомков, с начала 19 века. Первым достоверным фактам их истории следует считать дату рождения основателя фамилии Ивана Семеновича Остославского-1811 год.  На фоне многих высших херсонских чиновников второй половины 19 века, И.С. Остославский (бывший в 70-ые годы обер-бургомистром Херсона) представляется весьма интересной и колоритной фигурой. Пребывая в Херсоне на государственной службе с 1848 по 1877 год, он сделал очень многое для благоустройства родного города. Благодаря его административно-управленческим способностям прокладывались дороги, собирались пожертвования для неимущих, строились лазареты, мастерские, странноприимные дома.

Будучи не только обер-бургомистром Херсона, но и купцом второй гильдии, и гласным Херсонской городской думы, И.С. Остославский жертвовал огромные суммы на нужды города. На его личные средства содержались ночлежные заведения не только в Херсоне, но и в Николаеве. И.С.Остославский был крупным домовладельцем. В Херсоне ему принадлежало несколько домов по улице Преображенской (ныне Декабристов). Этот факт его биографии иллюстрирует сохранившаяся до нашего времени повестка, присланная ему Управой Херсонской городской думы в качестве платежной ведомости за недвижимое имущество. Дома, упомянутые в этом документе, существуют и поныне.

В собственном владении И.С. Остославского находилось три торговых корабля. Они осуществляли коммерческие связи своего хозяина с Нидерландами, Бельгией, Францией и Испанией. В последствие торговая флотилия Ивана Остославского потерпела крушение в Бискайском заливе. Все товары, которыми были нагружены суда, погибли - И.С. Остославский был разорен. Умер Иван Остославский в 1877 году, оставив немалые долги. Херсонскими историками-краеведами было выдвинуто несколько гипотез, проливающих свет на восходящие родственные связи Ивана Семеновича. Например, заведующая досоветским отделом Херсонского краеведческого музея Екатерина Черная, придерживается версии о происхождении И.С.Остославского из русского православного духовенства, некоторые потомки Ивана Семеновича считают его отпрыском польской шляхты, лишившейся дворянского статуса благодаря участию в восстании Костюшко.

И.С. Остославский был женат два раза. Вторая его супруга-Ирина Никаноровна Акулинина - происходила из старинной купеческой фамилии, переселившейся в Херсон из Елисаветграда. Родословная Акулининых частично восстановлена нами. Она достигает эпохи Петра Великого и теряется где-то в многочисленных русских смутах 17 века. От брака Ивана Остославского и Ирины Акулининой родилось восьмеро детей. Наиболее талантливые из них впоследствии достигли высокого положения в обществе, стали известными и уважаемыми людьми не только в Херсоне, но и во всем Таврическом крае.

Старший сын Ивана Семеновича – Василий - закончил физико-математический факультет Новороссийского университета со степенью кандидата наук. Занимался преподавательской деятельностью. Был директором Первого одесского реального училища. Отличаясь гордым независимым характером и социалистическими убеждениями, он не боялся с думской трибуны критиковать царское правительство за костность и легкомысленное отношение к нуждам простого народа. Василий Остославский был женат на Валентине Епифановне Иващенко- директрисе одной из мариупольских женских гимназий. Умер В.И. Остославский в 1922 году от голода.

Младший сын Ивана Семеновича Остославского - Иван - окончил юнкерское училище и стал офицером. В последствии участвовал в русско-японской войне 1905 года. Приблизительно в 1914-15 годах вышел в отставку в чине полковника действительной службы. Во время своего офицерства Иван Иванович был особенно желанным гостем на светских раутах, балах и праздничных концертах, даваемых время от времени в своих домах знатными господами Херсона и Одессы. Природная утонченность и блестящее воспитание делали его объектом неподдельного интереса, завести и даже восхищения. Видя в Иване Остославской изящный аристократизм и цепкий, глубокий ум, многие искренне очаровывались им.

Немалый интерес для исторического исследования представляет личность одной из дочерей Ивана Семеновича Остославского- Ольги. Среди жителей Херсона ходили легенды о ее деловых и умственных способностях. Эти легенды лучше всего может проиллюстрировать такой факт из биографии Ольги Остославской—на Высшие женские медицинские курсы, набиравшие студенток по всей России, в том числе и в Херсонской губернии, она поступила, преодолев конкурс в сто человек на одно место. Успешно окончив учебу, О.И. Остославская стала практическим врачом. Работала в Нарченске- в тюрьмах добровольно и бесплатно лечила заключенных. Умерла в Херсоне 17 июля 1939 года.

Очень яркой и неординарной личностью был внук Ивана Семеновича Остославского - Иван Васильевич. Переехав в Москву в 20-ые годы, он стал родоначальником московской линии рода Остославских. Будучи талантливым ученым и изобретателем, И.В. Остославский встал у истоков советской гидроаэродинамики, В 40-ые годы он руководил всеми научными разработками, проводившимися в Центральном гидроаэродинамическом институте. Защитив докторскую диссертацию, стал профессором, академиком, лауреатом Сталинских премий, кавалером ордена Ленина, четырёх орденов Трудового Красного Знамени, Знак Почёта и Отечественной войны первой степени.

Подобно своему отцу пошла по научной стезе дочь Ивана Васильевича Остославского - Валентина. Она окончила химический факультет МГУ и защитила кандидатскую диссертацию. Валентина Ивановна - самый младший и последний потомок рода Остославских по мужской линии. На ней Остославские пресекаются, переходя только в женские колена. По женской линии потомком Остославских является сын Валентины Ивановны Иван Корнилов. Отпрысками этого рода по женской линии являются Фроловы. Одна из дочерей Ивана Семеновича Остославского – Анна - вышла замуж за протоиерея Василия Корнильевича Фролова. Их дети - Борис, Сергей, Евгения и Юлия дали многочисленное потомство. Женская линия Остославских, основанная Анной Ивановной, является единственной неприсекшийся до сих пор. А все другие, как мужские, так и женские колена этой фамилии в нестоящее время потомства не имеют.

Среди херсонских дворян и почетных граждан Фроловых, являющихся потомками Остославских в своих младших коленах, следует упомянуть прежде всего о Борисе Васильевиче Фролове. Он родился недалеко от Херсона в селе Збурьевка около 1888 года. Закончив 7 классов Второй херсонской гимназии, поступил в юнкерское училище. Впоследствии стал офицером, служил в чине поручика в Херсонской комендатуре, Во время Гражданской войны участвовал в белом движении. В 30-ые годы Борис Васильевич окончил медицинский институт и стал врачом-стоматологом. Участвовал в Великой Отечественной. Демобилизован в звании майора военно-медицинской службы. После войны возглавил Областную Ивано-Франковскую стоматполиклинику. Награжден Орденом Ленина и званием «Заслуженный врач УССР».

Совсем по-иному сложилась судьба младшего сына А.И. Остославской - Сергея Фролова. Он родился около 1895 года. Перед самым началом Первой Мировой войны окончил с отличием Санкт-Петербургский политехнический институт и стал инженером-судостроителем. В 1914 году был мобилизован в Российский императорский военно-морской флот. В 1918 году старший лейтенант Сергей Фролов на своем миноносце «Решительный» ушел во Францию. В Марселе его судно было интернировано. Заболев брюшным тифом, он вскоре умер. Ему было двадцать пять лет.

Одна из дочерей Анны Ивановны Остославской – Юлия - тоже представляется нам человеком весьма небезынтересным. Переняв от предков природное изящество и утонченность, она обладала довольно притягательной внешностью и считалась выгодной партией в среде херсонского дворянства и офицерства. В 1922 году Юлия Фролова вышла замуж за бывшего царского и белого офицера Михаила Николаевича Иванова. Революционное и послереволюционное лихолетье она перенесла весьма тяжело.

От брака Юлии Васильевны Фроловой и Михаила Николаевича Иванова в 1923 году родился сын - Игорь. В 1944 году он был мобилизован в советскую армию. Служа в Таганрогской пехотной дивизии 5-ой Ударной армии ген. Берзарина, участвовал в Яссо-Кишеневской операции. Был дважды ранен. Награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени и орденом Красной Звезды (а в наше время еще и орденом «За мужество»). В 1945 году демобилизован. После войны Игорь Михайлович Иванов был репрессирован «за социально чуждое происхождение». В 1962 году окончил Ивано-Франковский мединститут. В 1980 защитил кандидатскую. Игорь Иванов был женат дважды. Имеет двух сыновей- Сергея (1960 года рождения) и Павла (1978 года рождения). В январе 1992-избран вице-предводителем херсонского губернского дворянства. В 1996 году Игорь Михайлович пожалован действительным членством Российского Дворянского Собрания. Многие потомки Остославских живут в Херсоне и сейчас. Они берегут память о своих славных предках, сохранившуюся в виде документов, вещей и семейных преданий. Много материальных свидетельств деятельности Остославских хранится в Херсонском краеведческом музее, сотрудники которого изучают историю этого херсонского семейства, сделавшего в прошлом многое для развития культуры и экономики нашего города.

Анастасия Ильина

Общая фотография Остославских

Комментарии к общей фотографии Остославских:

Слева направо – Екатерина Ивановна Остославская (в темном платье, сидит), Людмила Ивановна Остославская (в светлом платье, сидит), Валентина Епифановна Иващенко(в костюме, стоит, обнявши мужа), Василий Иванович Остославский(сидит), Иван Иванович Остославский (поручик, стоит), Константин Иванович Слидюк (офицер, с бородой, стоит), между ними сидит (в темном платье) Ирина Никаноровна Акулинина (Остославская), справа от нее сидит (в светлой блузке и темной юбке) Ольга Ивановна Остославская, сидит (в светлой блузке и темной юбке)Лидия Ивановна Остославская, сидит (в темном платье) Елена Ивановна Остославская (жена К.И.Слидюка). Конец 19 века. Херсон.