ФЭНДОМ

Oldlit

Древнерусская рукопись

Древнерусская литература - литература Новгородской и Владимирской Руси, включающая в себя произведения от образования Русского государства до монголо-тараского нашествия.

История литературы на РусиРедактировать

Литература и фольклорРедактировать

Предшественником древнерусской литературы был фольклор, распространенный в средневековье во всех слоях общества: от крестьян до аристократии. В письменную эпоху фольклор и литература со своими жанровыми системами существовали параллельно, взаимно дополняли друг друга, иногда вступая в тесное соприкосновение. Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всей ее истории: от летописания XI – начала XII веков до «Повести о Горе-Злочастии» переходной эпохи.

В свою очередь и литература воздействовала на фольклор. Самый яркий пример этого – духовные стихи, народные песни религиозного содержания. Они испытали сильное влияние церковно-канонической литературы (библейских и богослужебных книг, жития святых) и апокрифов. Духовные стихи представляют собой смесь христианских и языческих представлений.

Духовная словесностьРедактировать

Первые оригинальные произведения Киевской Руси относились к религиозным жанрам, они были предназначены для произнесения в церквях. Религиозное и мирское в древнерусской книжности были неразделимы. И воинская повесть, и летопись истолковывают события с религиозной точки зрения. Все происходящее объясняется участием Провидения: события совершаются либо по воле и благодати Божией (благие события), либо попущением Божиим как наказания за грехи русских князей и их подданных (нашествия иноплеменников, неурожаи, стихийные бедствия).

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Ее ярким представителем был митрополит Илларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемый серединой XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси.

Древнерусская литератураРедактировать

Основные принципыРедактировать

При всем своеобразии древнерусская литература обладала теми же основными признаками и развивалась по тем же общим законам, что и другие средневековые европейские литературы. Ее художественный метод был обусловлен особенностями средневекового мышления. Его отличали теоцентризм – вера в Бога как первопричину всякого бытия, блага, премудрости и красоты; провиденциализм, по которому ход всемирной истории и поведение каждого человека определяется Богом и является осуществлением его заранее намеченного плана; понимание человека как создания по образу и подобию Божьему, наделенного разумом и свободной волей в выборе добра и зла.

В средневековом сознании мир раздваивался на небесный, высший, вечный, не доступный осязанию, открывающийся избранным в миг духовного озарения, и земной, низший, временный. Этот слабый отблеск идеального мира содержал образы и подобия божественных идей, по которым человек познавал Творца. Средневековое мировидение предопределило в конечном счете художественный метод древнерусской литературы, религиозно-символический в своей основе.

Древнерусская литература проникнута христианским духом. Подражание и уподобление Богу понимались как высшая цель человеческой жизни, а служение ему рассматривалось как основа нравственности. Литература Древней Руси имела ярко выраженный исторический характер и долгое время не допускала художественного вымысла. Ей были свойственны традиционность и ретроспективность, когда действительность оценивалась исходя из представлений о прошлом и событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Жанровая системаРедактировать

В древнерусскую эпоху большое значение имели литературные образцы. Такими считались прежде всего переводимые церковнославянские книги. Образцовые произведения содержали риторические и структурные модели разных типов текстов, определяли собой письменную традицию. Они заменяли собой грамматики, риторики и другие теоретические руководства по искусству слова, распространенные в средневековой Западной Европе, но долгое время отсутствовавшие на Руси.

Читая церковнославянские образцы, постигали тайны литературной техники многие поколения древнерусских книжников. Средневековый автор постоянно обращался к образцовым текстам, использовал их словарь и грамматику, возвышенные символы и образы, фигуры речи и тропы. Они казались незыблемыми и служили мерилом писательского мастерства. Это было главное правило древнерусского творчества.

Древнерусская жанровая система, сложившись под влиянием византийской, перестраивалась и развивалась на протяжении семи веков своего существования. Тем не менее она сохранилась в своих основных чертах вплоть до Нового времени.

Произведения древнерусской литературыРедактировать

ЛетописиРедактировать

Одним из древнейших жанров письменности на Руси была летопись - форма исторических сочинений древнерусской литературы. Русская летопись ярко отразила национальные интересы и стала показателем роста национального самосознания народа. Литературное значение летописей определяется большим количеством вошедших в них сказаний, повестей и легенд, которые чередуются с изложением исторических фактов.

В русских летописях события излагаются по годичному принципу (лето в древнерусском языке означает «год»). Вехами истории обычно являются какие-то знаменательные события: победы русского князя над врагами, строительство соборов и т.д. По замыслу летописцев, их повествование должно продолжаться, пока существует мир.

Повести о войнеРедактировать

Главным событием, отраженным в древнерусских воинских повестях, стало татарское нашествие. Умы старых русских книжников, подавленные тяжестью и неожиданностью грозной катастрофы, обрушившейся на Русскую землю, искали прежде всего религиозного объяснения случившемуся: порабощение Руси татарами - это наказание Божие за грехи, которое должно наставить нас на путь покаяния.

Наряду с такими произведениями - памятниками церковного красноречия - в древнерусской литературе известны сочинения уникальной жанровой природы, смысл которых остается во многом неясным. Самое известное из них - драгоценный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», созданный в ХII веке. Его уникальность заключена в поэтике, а также в ярко выраженной политической позиции автора произведения.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики