ФЭНДОМ

Компаниец

Иван Маркурович Компаниец родился в с. Суботов Чигиринского уезда Киевской губернии в 1890-х годах. В крестьянской семье, кроме него, было еще трое детей: старшие братья Степан и Харит и младшая сестра Федора. Судьбы их сложились по-разному. Степан работал в волостной управе с. Суботов, затем - в Крыловском лесничестве, недалеко г. Кременчуга. Харит - конокрад и убийца - в 1920-х годах крестьяне казнили самосудом, поймав на месте преступления. Сестра Федора (1904 г. р.) Дожила до наших дней.

О детских и юношеских годах Ивана Компанийца информация крайне скупа. Известно, что, закончив пятиклассное Суботивская школу, он некоторое время в ней преподавал. Потом поехал в Новороссийск на заработки. В родной Иван Компаниец вернулся в 1918 году, имея уже военный опыт (побывал "в гайдамаках у Петлюры"). В 1919-1920 гг в Субботове безраздельно господствовал Свирид Коцур, руководитель "Чигиринской республики", который вел вооруженную борьбу против всех, кто не разделял его взглядов. За свою бурную жизнь против кого он только не боролся - досталось и гетманцам, и Директории, деникинцам и красным. Дрался и против холодноярцев. 

Отношения с односельчанином и дальним родственником Свиридом Коцуром у Ивана Компанийца не сложились с самого начала. Во время споров дело доходило и до оружия. Коцуровцы долго охотились за Иваном. "Прискачут, было, с товарищем или сам с Холодного Яра ночью, - вспоминала Федора, - и говорит, чтобы окна позавешивала, потому что стрельнуть могут. Звали друг друга не "товарищ", а "господин". Слышала, как товарищ звал Ивана: "Господин сотник!"

В словесном портрете сотника разногласий нет: женщины, которые составляли подавляющее большинство опрошенных, прежде отмечали, что Иван был хорош собою. Есть подтверждение и в книге Юрия Горлиса-Горского, есаула штаба полка гайдамаков Холодного Яра. "Разговаривая с ним, - писал Юрий Горлис-Горский, - я не мог оторвать глаз от его лица. Было оно классически хорошее: чистые черты, густые, как нарисованные, брови, горячие черные глаза - ласковые и смелые, хорошо разрезанные свежие уста. Когда улыбался, казалось, что это улыбается красивая женщина, что для шутки прилепила себе маленькие черные усы ". Довершила образ Ивана Компанийца сестра Федора: "Был одет, страшно смотреть: шапка - седая, шлык - красный, чемерка - черная, осажденный седым, пояс - красный, брюки - красные, как казацкие, широкие, сапоги - лакированные". А пояс завязан "по-казацки". Это отчетливо видно на фотографии. Отец, боясь за жизнь сына, время от времени просил его оставить опасное дело, на что Иван ответил: "Как сволочь убьет, то не возьмете меня в Суботов. А как узнают господа, то похоронят в Холодном Яру. Не хочу, чтобы на мою могилу здесь кто-то срал ". 

Был убит коцуровцами неподалеку от Чигирина. Как говорили свидетили - если-бы не осечка, то Иван остался бы жив. 

Похоронен у Мотронинском монастыре.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики