ФЭНДОМ

Это статья о государстве IX-XII веков. Вы могли иметь в виду другие статьи с подобным названием.
Киевская Русь
882 - 1169
Стяг «Всемилостивейшего Спаса» Княжеская печать Владимира I
Территория Руси при Ярославе Мудром
Территория Руси при Ярославе Мудром
Дата образования 882
Дата ликвидации 12 марта 1169
Столица Киев
Форма правления Авторитарная
монархия
Первый правитель Олег Вещий
(882-912)
Последний правитель Мстислав II Изяславич
(1167-1169)
Государственная религия Славянское язычество
(до 988)
Православие (с 988)
Валюта Сребреник, куна,
гривна, ногата

Древнерусское государство, Киевская Русь — государство, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князя Олега Вещего. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

К середине XII века вступила в состояние политической раздробленности и фактически распалась на отдельные русские княжества. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев формально продолжал считаться главным городом Руси, а Киевское княжество занимало главные позиции в государстве.

ИсторияРедактировать

Ведическая РусьРедактировать

Русь издревле была заселена славянскими племенами. Они были разобщены и представляли собой отдельные племенные союзы. Известно лишь, что через их владения проходил путь «Путь из варяг в греки». Благодаря этому пути славяне всегда торговались с внешним миром.

Все племена славян были язычниками. Вершина языческой культуры попала как раз на "доваряжский период". Самым крупным и богатым городом того периода времени стал Новгород. Также поражали своей красотой языческие города на территории Северной Германии, современной Эстонии, Латвии и Литвы, а также в Южной Швеции, где проживали племена полабских славян, которые отличались своим воинственным нравом.

Призвание варяговРедактировать

В 860-х годах Новгородом правил мудрый Гостомысл. Однако он не имел наследников, лишь дочь. И тогда он решил передать правление своему племяннику - Рюрику, который жил в Северной Германии. Как раз в это время из-за междоусобицы погиб его отец, а его мать, дочь Гостомысла, не знала куда ей податься. Когда Рюрик подрос и обзавёлся собственною дружиной, Гостомысл пригласил его ко двору и сказал, что решил передать княжество ему. После долгих раздумий в 862 году, после кончины Гостомысла, Рюрик с дружиной отправился в Новгород, что названо в "Повести Временых лет" призванием варягов.

Варяжские корабли.jpg

Варяжские корабли прибыли на Русь

Рюрик не сразу утвердился как единый правитель - против него несколько раз поднимали восстания жители Новгорода, однако они были подавлены, и единая власть Рюрика стала незыблемой. После своей смерти Рюрик велел своему воеводе Олегу стать регентом над своим малолетним сыном Игорем.

Киев - матерь городов русских Редактировать

В 882 князь Олег захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства, господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также были и христиане. Олег, прозванный Вещим, совершил множество победоносных походов, вдвое увеличив территорию Руси. Также он совершил два похода на Византию, которые закончились победой русских.

Преемником Олега стал сын Рюрика - Игорь. Его прозвали Старым, потому что он поздно вступил на престол.

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа.

Завоевание Хазарии.jpg

Завоевание Хазарского каганата Святославом Великим

В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда.

Эпоха завоеванийРедактировать

Примерно в 962 году возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964). В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—980). В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял Владимир Святославич.

Крещение РусиРедактировать

При князе Владимире в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

Крещение Руси.jpg

Крещение Руси Владимиром Святославичем

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Но в ходе междоусобицы киевский престол занял Ярослав Владимирович.

Процветание русского государстваРедактировать

В 1023 году Мстислав Удалой, князь Тмутараканский, отказался принимать главенство своего брата Ярослава и они встретились в битве на реке Руда. После возвращения в Новгород, князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Братья договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Единственной границей между владениями братьев был Днепр. Впервые, страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие.

Правление Ярослава Мудрого стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы - дочь Елизавета стала женой короля Норвегии, Анна вышла замуж за правителя Франции Генриха I, а Анастасия вышла замуж за короля Венгрии.

В 1036 году состоялась грандиозная победа Руси над половцами. Последние годы своей жизни Ярослав направил на борьбу с возможной после его кончины междоусобной войной. Для этого он сам решил разделить страну между своими сыновьями. Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяславль, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики