Фэндом

Крымская война
Большая игра
Русско-турецкие войны
Русско-французские войны
Indi.jpg
Фрагмент Крымской войны
Дата 4 октября 1853 - 13 февраля 1856
Место Россия - Крым, Балканы, Кавказ
Британия - Дальний Восток
Чёрное, Балтийское и Белое моря
Причина Оккупация Россией Молдавии и Валахии
Отказ России вывести войска из оккупированных территорий
Итог Победа коалиции, Парижский мирный договор (1856)
Территориальные
изменения
Присоединение Бессарабии к Османской империи
Противники
Imperial Standard.jpg Российская империя
800px-Flag of Don Cossacks.svg.png Донское казачье войско
Знамя Мегрелии.gif Мегрельское княжество
Flag of France.svg.png Вторая Французская империя
Ottoman flag.svg.png Османская империя
Flag of the United Kingdom.svg.png Британская империя
Flag of Kingdom of Sardinia.svg.png Сардинское королевство
Командующие
Imperial Standard of the Emperor of Russia (1858–1917).svg.png Николай I

Imperial Standard of the Emperor of Russia (1858–1917).svg.png Александр II

Imperial Standard.jpg Михаил Горчаков

Imperial Standard.jpg Иван Паскевич †

Imperial Standard.jpg Павел Нахимов

Imperial Standard.jpg Михаил Воронцов

Знамя Мегрелии.gif Екатерина Чавчавадзе-Дадиани

Знамя Мегрелии.gif Григорий Леванович Дадиани

800px-Imperial Standard of Napoléon III.svg.png Наполеон III

Flag of France.svg.png Арман Леруа де Сент-Арно †

800px-Ottoman Imperial Standard.svg.png Абдул-Меджид I

Ottoman flag.svg.png Омер-паша

Flag of the United Kingdom.svg.png Виктория Ганновер

Flag of the United Kingdom.svg.png Джеймс Кардиган

Flag of the United Kingdom.svg.png Фицрой Сомерсет Раглан †

800px-Royal standard of Italy (1861 - 1880).svg.png Виктор Эммануил II

Силы сторон
700 000 309 268 (Франция)
165 000 (Турция)
250 864 (Британия)
21 000 (Сардиния)
Военные потери
143 000 погибших 97 365 погибших (Франция)
45 300 погибших (Турция)
22 602 погибших (Британия)
2194 погибших (Сардиния)

Крымская война — война Российской империи против Франции, Британии, Турции и их союзников.

Причины Крымской войны Редактировать

Восточный вопрос всегда был актуальным для России. После захвата турками Византии и установления османского владычества Россия оставалась самым сильным православным государством в мире. Николай I, русский император, стремился укрепить русское влияние на Ближнем Востоке и Балканах, поддерживая национально-освободительную борьбу народов Балкан за освобождение от мусульманского владычества. Но эти планы угрожали Великобритании и Франции, которые также стремились усилить свое влияние в ближневосточном регионе. Кроме всего прочего, Наполеону 3, тогдашнему императору Франции просто необходимо было переключить внимание своего народа с собственной непопулярной персоны на более популярную по тем временам войну с Россией.

Повод нашелся довольно легко. В 1853 г. возник очередной спор между католиками и православными за право чинить купол Вифлеемского храма на месте Рождества Христова. Решение должен был принять султан, который при подстрекательстве Франции решил вопрос в пользу католиков. Требования князя А. С. Меншикова, чрезвычайного посла России о праве русского императора покровительствовать православным подданным турецкого султана были отвергнуты, после чего русские войска оккупировали Валахию и Молдавию, а на протест турок ответили отказом покинуть данные княжества, мотивируя свои действия протекторатом над ними согласно Адрианопольскому договору.

После некоторых политических манипуляций со стороны европейских государств в союзе с Турцией, последняя объявила России войну 4 (16) октября 1853 года.

На первом этапе, пока Россия имела дело с одной лишь Османской империей, она побеждала: на Кавказе (битва под Башкадыкляром) турецкие войска потерпели сокрушительное поражение, да и уничтожение 14 кораблей турецкого флота под Синопом стало одной из ярчайших побед русского флота.

Вступление Англии и Франции в войну Редактировать

И тут вмешались «христианские» Франция и Англия, объявившие России войну 15 (27) марта 1854 г. и захватившие в начале сентября Евпаторию. Парижский кардинал Сибур так описал их казавшийся невозможным союз: «Война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но война священная, … религиозная. … необходимость отогнать ересь Фотия…Такова признанная цель этого нового крестового похода…» Противостоять же объединенным силам таких держав Россия не могла. Сыграли роль как внутренние противоречия, так и недостаточная техническая оснащенность армии. Кроме того, Крымская война перешла на другие направления. Союзники Турции на Северном Кавказе — отряды Шамиля — ударили в спину, Коканд выступил против русских в Средней Азии (впрочем, тут им не повезло — бой за форт Перовский, где на каждого русского приходилось по 10 врагов и больше, привел к разгрому кокандских войск).

Велись также бои в Балтийском море — на Аланских островах и финском побережье, а в Белом море — за Колу, Соловецкий монастырь и Архангельск, была попытка взять Петропавловск-Камчатский. Однако все эти битвы были русскими выиграны, что заставило Англию и Францию увидеть в России более серьезного противника и предпринять самые решительные действия.

14 (26) января 1855 к союзу против России присоединилось королевство Сардиния.

Оборона Севастополя Редактировать

Исход войны решило поражение Русских войск в обороне Севастополя, осада которого коалиционными войсками длилась почти год (349 дней). За это время произошло слишком много неблагоприятных для России событий: погибли талантливые военачальники Корнилов, Истомин, Тотлебен, Нахимов, а 18 февраля (2 марта) 1855 скончался в Петербурге и Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский Николай 1. 27 августа (8 сентября) 1855 г. был взят Малахов курган, оборона Севастополя стала бессмысленной, на следующий день русские оставили город.

Поражение России Редактировать

После взятия французами Кинбурна в октябре и ноты Австрии, соблюдавшей до сих пор вместе с Пруссией вооруженный нейтралитет, дальнейшее ведение войны ослабевшей Россией не имело смысла.

18 (30) марта 1856 г. в Париже был подписан мирный договор, навязавший России волю европейских государств и Турции, запретивших русскому государству иметь военный флот, отобравших черноморские базы, запретивших укреплять Аландские острова, отменивших протекторат над Сербией, Валахией и Молдавией, заставивших обменять Карс на Севастополь и Балаклаву, и обусловивший передачу Молдавскому княжеству Южной Бессарабии (отодвинувший российские границы по Дунаю). Россия была истощена крымской войной, ее экономика сильно расстроена.

Начать обсуждение Обсуждение статьи «Крымская война»

Также на Фэндоме

Случайная вики