ФЭНДОМ

Нашествие Тимура (1395)
Войны с татаро-монголами
Тимуридо-Ордынская война
183e94f91300ed6e5bf83a59624
Взятие Ельца татарами. Миниатюра германской летописи
Дата осень 1395 года
Место Московская Русь: Рязанское княжество, Елец
Причина Жажда военных завоеваний Тимура
Итог Де-юре - ничья, реально - разорение татарами Рязанского княжества; начало междоусобиц в Орде; Василий Дмитриевич перестаёт выплачивать дань Орде
Противники
Lob flag moskovskiy Московское княжество

Coat of Arms of Ryazan Рязанское княжество

Timurid Государство Тимуридов
Командующие
Lob flag moskovskiy Василий I Дмитриевич

Coat of Arms of Ryazan Олег Иванович Рязанский

Timurid Тамерлан
Нашествие Тимура — нашествие войск великого эмира Тимура (Тамерлана) на Рязанское княжество. Являлось частью тимуридо-ордынской войны, в ходе которой воевали два крупнейших государства Средней Азии - Государство Тимуридов и Золотая Орда.

В ходе нашествия Тимура была разорена земля Рязанских князей, хотя до крупной битвы с русскими силами дело так и не дошло - после взятие Ельца татарами, московские войска Василия Дмитриевича оказались на его подступах, однако Тимур предложил мир и ушёл воевать в Золотую Орду. Из-за конфликта Золотой Орды с Тимуром и ослабление его влияния на Русь, Василий Дмитриевич перестал выплату дани вплоть до 1412 года, когда Орда вновь возвысила своё положение.

ПредысторияРедактировать

После поражения в Куликовской битве 1380 года власть в Золотой Орде захватил хан Тохтамыш, сумевший объединить земли Орды и восстановить зависимость Руси. Однако новому ордынскому хану пришлось столкнуться с Тимуром.

Тимур, или Тамерлан, был основателем Среднеазиатской империи Тимуридов и первоначально поддерживал Тохтамыша. Именно при помощи Тимура Тохтамыш стал ордынским ханом. Однако уже к 1383 году наметился конфликт между давними друзьями, так как Тимур захватил часть улуса Джучи. Желание Тохтамыша восстановить улус Джучи противоречило стремлению самого Тимура к мировому господству.

В 1383 году Тохтамыш вернул Хорезм, а в 1385 его 90 000 войско через Дарьяльское ущелье вторглось в Закавказье и захватило Тебриз, но вскоре было разбито. В 1387 году войска Тохтамыша, дошедшие до Ферганы, вновь были разбиты, а в 1388 году Тимур отвоевал Хорезм.

В 1391 году между Тимуром и Тохтамышем начались ожесточенные боевые действия. Тимур совершил поход в Орду и разбил ордынское войско (у местечка Кундузча в Поволжье). К 1395 году Тимур сосредоточил войска в Северо-Восточном Азербайджане и весной начал поход на Север вдоль Каспия. Пройдя через Дербентский проход, армия Тимура вступила на территорию Дагестана и подвергла её страшному опустошению. Особенно пострадала территория Кайтага. Тохтамыш пытался примириться с Тимуром, но завоеватель отклонил его предложения и продолжил поход. 15 апреля 1395 году на реке Куре войска Тохтамыша были разбиты. Преследуя ордынцев, Тимур занял Крым, а затем разорил владения в низовьях Дона и захватил Азов. После этого завоеватель обратил свои взоры на богатые Рязанские земли.

Tamerlane

Тамерлан

Осада ЕльцаРедактировать

Осенью 1395 года Тамерлан вторгся в пределы Рязанской земли и захватил Елец. Василий Дмитриевич, оставив Владимира Серпуховского оборонять Москву, выступил навстречу Тимуру и занял переправы на Оке. Полки Тамерлана выиграли битву с войсками Василия и двинулись на Москву. Однако Тимур внезапно повернул назад и пошёл походом на Тохтамыша.

Народное повериеРедактировать

Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от з

теля. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь. До Москвы Тамерлан не дошёл, его армия прошла по Дону и взяла полон.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики