ФЭНДОМ

Новгородская земля
862 год - 1136 год
Flag of None.svg 551px-Nowogród.svg
Нет Эмблема Новгорода
1011447 hm1447 1
Дата образования 862 год
Дата ликвидации 1136
(Новгородское восстание)
Столица Новгород
Форма правления
Первый правитель Рюрик (862-879)
Последний правитель Всеволод Мстиславич
(1132-1136)
Государственная религия Язычество
Православие (с 988)
Валюта Новгородская гривна
Новгородская земля — княжество Древней Руси.

ИсторияРедактировать

Предыстория Редактировать

В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение стала иметь торговля. Через заселённые ими земли по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил торговый путь "из варяг в греки", соединявший Балтийское и Чёрное моря. Конечным пунктом этого пути была Византия - место прибыльной торговли.

С развитием торговли в центральных племенных посёлках, расположенных на пути "из варяг в греки", стали создаваться центры местной торговли. Постепенно эти поселения превращались в города. У ильменских словен одним из главных городов был город Ладога.

Роль в истории Древней РусиРедактировать

В 862 году, после призвания варягов, Рюрик обосновался в Ладоге. Позже был основан город Новгород, в котором Рюрик княжил до своей смерти в 879 году.

Через три года, в 882 году, столица переместилась из Новгорода в Киев, но Новгород всё ещё оставался одним из центров Древней Руси.

В период феодальной раздробленности Новгородское княжество было самым крупным и простиралось от Финского залива до Урала и от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги.

Новгородское восстаниеРедактировать

Main Основная статья: Новгородское восстание

Последним князем Новгородского княжества стал Всеволод Мстиславич. Волнения начались в 1132 году из-за того, что князь добровольно ушёл в Переяславль, бросив Новгород. Это вызвало сильнейшие возмущение всей Новгородской земли. По возвращение князя его ждала "встань велика в людех", то есть нечто вроде митинга. На этой почве случилось Псковское восстание, в ходе которого Псков и Ладога получили свободу в выборе посадников из Новгорода. Усмирились северные народы лишь после "целования креста Изяславу Мстиславичу" в 1133 году, как отмечает летопись.

Обстановка ухудшилась из-за желания Всеволода помочь брату Изяславу в междоусобной войне с их дядей, Юрием Долгоруким. Вече не имело единого мнения на этот счёт и случилась драка, в результату которой победили сторонники идти войной на Долгорукого. Два похода на Суздаль в 1134 году ничего не добились. В 1135 году на Ждановой горе новгородцы потерпели сокрушительное поражения от ростовцев. Бежавший с поля боя Всеволод потерял всякий авторитет в Новгороде.

28 мая 1136 года вечевой сход постановил, что Всеволода необходимо изгнать. Князь был взят под стражу, после он был переведён на епископский двор, куда привезли его жену и детей. После двух месяцев заточения, 15 июля 1136 года князь был освобождён и "пущен на все четыре стороны". Уже 19 июля новгородцы обзавелись "иным князем", Святославом Ольговичем.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики