ФЭНДОМ

Новгородское восстание (864)
Призвание варягов
Восстание Вадима Храброго
Восстание Вадима Храброго. Скриншот из телесериала «История Государства Российского»
Дата 864 год
Место Новгородская Русь - Новгородская земля - Великий Новгород
Причина Недовольство населения правлением иноземца Рюрика
Итог Поражение восставших; казнь Вадима Храброго; Рюрик становится единоличным правителем Новгородской Руси
Противники
Logo-kolo Дружина Рюрика Logo-kolo Население Новгорода
Командующие
Рюрик Вадим Храбрый

Новгородское восстание (864) - легендарное выступление новгородцев под руководством Вадима Храброго против князя Рюрика и его дружины.

Ход восстанияРедактировать

ПредысторияРедактировать

Обосновавшись в Новгороде, Рюрик разослал по городам Новгородской земли своих мужей, которые стали строить там крепости, однако уже через два года после его вокняжение в Новгороде вспыхнуло восстание. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его дружины.

ВосстаниеРедактировать

Новгородский воевода, Вадим Храбрый, использовал недовольных, чтобы поднять восстание. Также им движило нарушениями условий договора о приглашении варягов новгородцами и формальная утраченная независимость. Однако восстание было подавлено варягами, сам он был убит Рюриком. В восстании не принимали участия «лучшие новгородские люди», что стало одной из причин его поражения. Восстание продлилось недолго — дружины Рюрика быстро разгромили армию восставшего воеводы и, судя по летописи, Вадим был убит.

Достоверность фактовРедактировать

Некоторые позднейшие летописные сборники сохранили предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре по призвании князей. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей или единоземцев. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим Храбрый был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами.

Можно думать, что в предании сохранилось указание на существование какого-либо недовольства Рюриком среди свободолюбивых новгородцев. Составители сказаний могли воспользоваться этой легендой и представить ее в более конкретной форме, выдумав имена действующих лиц и т. п.

Предание о Вадиме привлекало внимание многих наших писателей. Екатерина II выводит Вадима в своем драматическом произведении: «Историческое представление из жизни Рюрика». Я. Княжнин написал трагедию «Вадим», которую решено было, по приговору Сената, сжечь публично «за дерзкие против самодержавной власти выражения» (приказ, впрочем, не был приведен в исполнение). Пушкин, еще будучи юношей, дважды принимался за обработку того же сюжета.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики