ФЭНДОМ

Пакт о взаимопомощи между СССР и Эстонской Республикой — договор между Эстонской Республикой и Советским Союзом, предусматривающий взаимную помощь договаривающихся сторон. Соглашение было подписано в Москве 28 сентября 1939 года председателем Совнаркома и наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым и министром иностранных дел Эстонии Карлом Сельтером.

Суть договора Редактировать

Согласно статье I страны обязывались приходить на помощью друг другу в случае нападения любой великой державы на одну из договаривающихся сторон. По статье II СССР обязывался обеспечивать вооружённые силы Эстонии всем необходимыми боеприпасами Согласно статье III Эстония предоставляла, естественно — за определённую плату, место для размещения советских военно-морских баз и аэродромов в городах Хийумаа, Сааремаа и Палдиски. Численность советского контингента определялась специальным протоколом. По статье IV страны должны были не участвовать в коалициях друг против друга. Согласно статье V договор не должен был затрагивать суверенных прав договаривающихся сторон. Территории, на которых находились военные базы СССР оставались за Эстонией. Следующая статья предусматривала вступление пакта в силу спустя 6 дней после подписания договора — 4 октября. В качестве срока действия был установлен период 10 лет, но он продливался ещё на 5 лет, в том случае, если не будет денонсирован одной из сторон за год до истечения срока договора.

Конфиденциальный протокол Редактировать

Сторонами также был заключён Конфиденциальный протокол, который регламентировал размещение вооружённых сил СССР на территории Эстонии. Протокол состоял из 4 статей:

  • Статья I устанавливала численность впоследствии введённых войск — 25000 человек
  • Статья II давала возможность судам СССР беспрепятственно заходить в Таллинский порт до оборудования базы в Палдиски (ст. III Пакта). Ближайший порядок пользования этим правом определялся особым соглашением.
  • Статьи III, IV и V закрепляли всё ранее изложенное. Также создавалась смешанная Комиссия на паритетных началах.

Галерея Редактировать

Источники Редактировать

  • Пакт и протокол
  • Полпреды сообщают… Сборник документов об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией. Август 1939 г. — август 1940 г. — М.: «Международные отношения», 1990.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики