ФЭНДОМ

Звезда
Избранная статья
Эта статья была объявлена избранной. Она содержит немало интересной и подтверждаемой информации, которая, к тому же, и оформлена не хуже. Но если Вам есть, что в неё добавить — правьте смело.
Архив
Почитайте Перунов день. Как Перун в пятый день к Диве сватался, как Перун Морского царя победил и с небес низверг буйна Велеса, вспоминайте и свадьбу Перунову!
―Заповедь из "Ведов Сварога"
Перун Сварожич

Perun
Образ Перуна

Значение
  • Бог грома и молний
  • Покровитель воинов и княжеской дружины
  • Бог, карающий за нарушение законов
  • Податель мужской силы
Мифология
Символика

Дуб, громовое колесо

Силы

Способен вызывать бурю и управлять молниями

Божество о Перуне Сварожиче — общеславянский бог грома и молнии. В пантеоне Владимира Святославовича является также покровителем воинов и княжеской дружины.

Вероятно, образ Перуна возник в позднюю эпоху, когда князья-воители стали обладать большей властью, нежели жреческое сословие, имевшее своих богов магии и мудрости. Статуи Перуна и его святилища ставили преимущественно на дубовых рощах и возвышенностях.

Судя по некоторым письменным источникам (например, сочинениям Прокопия Кесарийского, датируемым VI веком нашей эры) можно предположить, что у большинства славянских племен Перун со временем стал верховным богом, затмив и Сварога, и даже Рода. И это вполне закономерно, ведь Перун был богом — покровителем дружинников, а Русь большую часть своей истории провела в нескончаемых и кровопролитных войнах.

Миф о рождении Перуна Редактировать

Родителями Перуна были Сварог и Лада. Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. В древней «Книге Коляды» сказано: Редактировать

«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец».

Не успел младенец подрасти, как его похитил Скипер — зверь (получеловек-полускорпион), который охранял вход в потусторонний мир. Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна — богинь Живу, Марену и Лелю. Перуна Скипер погрузил в вековечный сон, а богинь превратил в волосатых чудищ.

Poedinok-Peruna-s-Demonom-Zimy

Поединок Перуна со Скипером

Лада в горе призвала своих старших сыновей и велела им немедленно отправляться на поиски Перуна и сестер. Обернулись те в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима, полетели по белу свету. Всё облетели, но так и не нашли они младенца Перуна. Только заметили сидящего у входа в подземелье Скипер-зверя. Тот, при виде Сварожичей, сразу скрылся. Поняли братья, где им искать пропажу, и опустились в подземелье.

Долго пробирались по мрачным проходам и наконец увидели спящего непробудным сном Перуна. За минувшие годы он вырос, стал мужчиной, да вот только пробудить его от мертвого забытья никак не удавалось. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришел в себя Перун, так и сказал, что отомстит Скипер-зверю и сестер обязательно отыщет.

Дива

Дочь Девана

Немало препятствий он преодолел в темном царстве Нави, со многими ужасами столкнулся, но все же нашел Живу, Марену и Лелю, превращенных Скипером в чудовищ. Расколдовал Перун сестер и отправился ко дворцу Скипера, что из людских костей сложен был. Крепко схватились они и долго бились. Наконец Перун поднял врага и бросил его оземь. Расступилась Мать — Сыра Земля и навсегда поглотила Скипера.

Миф о жене и дочери Перуна Редактировать

После этой победы Перун отправился в небесный мир — Правь. Там повстречалась ему прекрасная дочь бога звездного неба Дыя и богини Луны Додолы. Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него замуж. Но ночная дева испугалась Громовержца, расплакалась и убежала прочь. Перун же от отправился следом за ней. Так он пришел в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а пригласил его в дом побеседовать и отобедать.

Пурун бог

Перун

Пока они беседовали, случилась беда: из Черного моря выползло чудище — трехглавый змий и похитил Диву. Поднял шум, стал реветь и крушить все вокруг. Услышали его Дый с Перуном и вышли из дворца. Оба Громовержца метнули в чудище свои молнии и загнали змия на самое дно моря.

После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей — женой Перуна. У них родилась дочь Девана. Силой она пошла в батюшку, гордостью непомерной — в матушку. От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей.

Но Девана страшно возгордилась и решила завоевать небесную обитель богов, скинуть с трона Сварога и самой править тремя мирами: Правью (небесным), Явью (земным) и Навью (загробным). Узнал о ее планах Даждьбог и обо всем рассказал Перуну. Страшно разгневался Громовержец и поспешил навстречу дочери. Завидел ее в лесу и зарычал по-звериному. Сразу же лютые волки Деваны, поджав хвосты, в страхе бросились прочь.

Однако Девана стоит на своем — захвачу Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не оставалось Громовержцу, как вызвать охотницу на бой. Выставили отец с дочерью копья и понеслись навстречу друг другу на резвых конях. Скрестились копья и разлетелись щепками. Взялись они за мечи, но и они сломались от мощи ударов. Тогда обернулась Девана хищной львицей, бросилась с рычанием на отца. А он стал могучим львом. Ударом лапы опрокинул ее на спину.

Тут, впервые в своей жизни, испугалась Девана. Превратилась в птицу и попыталась было улететь, но Перун в облике орла настиг ее и швырнул вниз. Охотница скользнула рыбой в воду, а Перун и на этот раз ее перехитрил: неводом выловил дочь. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его. На том они и помирились.

Дуб перуна

Дуб — символ Перуна

Образ и почитание Редактировать

Культ Перуна существовал у всех славян. Он почитался как бог грома и молний. В старинных поэтических сказаниях говорилось, что Перун в пору первых весенних гроз «отпирает» молнией, как золотым ключиком, облака и посылает на землю «небесные слезы» — живительные дожди и росы. Но может он и наказать смертных засухой, неурожаем, голодом, «закрыв» тучи. Так что благосостояние человека и его жизнь были в воле грозного бога. А порою божья кара поражала нечестивца, поджигая его жилище или даже убивая человека ударом молнии.

И еще наши предки верили, что Перунова молния способна изгнать злых духов, дьявольское наваждение, оградить от чародейства, насылающего бедствия и болезни. Образ этого грозного бога остался в истории таким, каким стоял идол Перуна в киевском капище князя Владимира Святославовича. Тело бога было вырублено из ствола дуба, голова отлита из серебра, уши и усы — из золота, ноги выкованы из железа. В руках его сверкала рубинами и карбункулами палица, похожая на молнию.

Перуново капище

Капище Перуна

Имя Перуна было хорошо известно не одним только славянам. В записи договора князя Олега с греками в 906 году император клялся Евангелием, а русские воины оружием и своими богами — Перуном и Белесом. А в 945 году князь Игорь, заключая договор с Византией, обещал, что коли будет нарушена русская клятва, то «да не имут помощи от бога Перуна».

Перуновы капища Редактировать

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.

В качестве жертвы богу грома приносили быков, причем их убивали непосредственно на капище, перерезая горло, и когда кровь переставала течь, тушу закапывали тут же в землю.

Славянские боги

Кара смертных

Символика капища — дубовый идол, два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы и громовая стрела.

Свержение культа Редактировать

После крещения Руси Владимир сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.

См. также Редактировать

  • Громовое колесо (Знак Перуна, Громовой знак) — славянский знак Перуна, заключенный в круг шестиконечный крест.
ПОР
Славянские божества
Simbol roda Старейшие богиРод ПервобогМать - Сыра ЗемляЛадаЛеляБелобогЧернобогКрышеньДийДивия
Simbol svaroga Первый пантеонСварогВелесСемарглХорс
Main 500 Второй пантеонПерунДаждьбогСтрибогСварожич
Odolen trava Новое поколениеМокошьДеванаМараЯщер ВодяникЛадоВолхДенницаАвсеньПозвиздПогодаЩурУсладЖеляКарнаКвасурКарачунЖиваВий
2759742066 57d26d0948 Боги западных славянРод ПервобогСварогСвентовитБелобогЧернобогСвятоборРадегастЖиваРарогТриглавСветлушаСытивратКродоПорватаЛетницаПровеПоренучПоревитВийПрияСветлоношаЦецяЯровитРуевитПрипегала
Simbol vayga Боги южных славянРод ПервобогСварогБаднякБожичГерманВилаДабогДодолаДоляНедоляЗлата Майя
Simvol Koljadnik Ритуальные символы-персонажиЯрилоКупалаКаледаМасленицаКостромаКострубонька

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики