ФЭНДОМ

Крымская армия барона Врангеля
Армия врангеля

Годы существования

28 апреля 1920 - 1 сентября 1924 годов

Входит в

Белая армия

Численность

80000 (октябрь 1920)

48312 (12 февраля 1921)

Дисклокация

Таврическая губерния (до ноября 1920)

Галлиполи (после ноября 1920)

Участие в

Гражданская война в России

Известные командиры

Командующий - генерал-лейтенант барон П.Н. Врангель

Начальник штаба - генерал-лейтенант П.Н. Шатилов

Крымская армия барона Врангеля - белая армия барона Врангеля находившиеся до ноября 1920 года в Крыму, а позже - эвакуировавшаяся в Галлиполи. 28 апреля части ВСЮР находившиеся в Крыму были переименованы в Русскую армию. 

Состояние армии и КрымаРедактировать

350px-Wrangel

Барон П.Н. Врангель

АрмияРедактировать

К началу активных боевых действий Белая армия состояла из, приблизительно, 25000 штыков и сабель. В армии также имелись: авиация (6 авиаполков), танки (2 дивизиона), бронепоезда (4 бронепоездных дивизиона; командир - генерал Иванов) и позиционные артиллерийские части (2 бригады, 2 дивизиона). В армии действовали политические и духовно-просветительские организации. При штабе армии действовали представители "союзной" Антанты.
350px-Wrangel Pyotr and pilots

Врангель и лётчики 5-го авиаполка

   КрымРедактировать

Единственной губернией, которую не затронул голод была губерния Таврическая (Крым). Сам факт того, что Русская армия существовала за счёт населения (население добровольно снабжало армию) заставляет задуматься. Но после поражения Белых в Крыму начался террор, жертвами которого стали приблизительно около 100000 человек.

Боевые действияРедактировать

350PX-~1

Боевые действия

Состояние перед войнойРедактировать

К весне 1920 года техническое состояние армии было не самым лучшим. Но перед армией ставилась задача прорваться в Северную Таврию, чтобы соединиться с повстанцами и взять под контроль склады красных набитые продовольствием. Русскую армию поддерживали Армия возрождения России генерала М.А. Фостикова и украинские повстанцы.

Последний бойРедактировать

После разгрома конной группы Жлобы, Белая армия начала наступление. Ей удалось вырваться из Крыма и прорваться в Донбасс. Но в августе 1920 года Русская армия потерпела поражение у Каховки. Попытка высадить десант в Кубани, была сначала успешная, но в итоге провалилась. 

  • Те самые, неприступные...
  • ...валы...
  • Перекопский перешеек
  • Эвакуация Белой армии из Крыма

В сентябре-октябре 1920 года началась последняя наступательная операция белой гвардии в Крыму. Одновременно красные неудачно атаковали Каховский плацдарм. Воспользовавшись кратковременной передышкой Фрунзе стянул резервы, атаковал белых и отбросил их на Перекопский перешеек. Добившись превосходства в 4-5 раз Фрунзе начал атаку на Перекопский перешеек. Потом большевики создали миф о неприступности Перекопского перешейка. На самом деле он никакой не неприступный. Если для армий 17-18 веков он и был неприступный, то для армий 20 века это был только холмик. Но белогвардейцы возлагали на него большие надежды. Перешеек обороняли Корниловские и Дроздовские полки. Несмотря на это, 9 ноября 1920 года красные прорвали оборону белогвардейцев. 9-11 ноября части белых были эвакуированы из Крыма. А в Крыму начались погромы.

250px-White army departure

Эвакуация Белой армии из Крыма

После эвакуацииРедактировать

Части белой армии эвакуировались в Галиполи (Турция). Но армия сохранила боеспособность - были сформированы 3 корпуса: 1-й армейский, Кубанский и Донской. Армия состояла из 48312 солдат. После 1923 года многие солдаты переехали в Болгарию и Югославию. Потом эти части стали ядром Русского Общевоинского Союза.