ФЭНДОМ

Русско-шведская война (1788-1790)
Русско-шведские войны
Bitva
Второе Роченсальмское сражение
Дата 21 июня 1788 — 3 августа 1790
Место Балтийское море
Причина 1.Возвращение Швецией территорий, утраченных в ходе предшествующих войн с Россией

2.Участие России во внутренних делах Швеции

Итог Статус-кво, Верельский договор
Противники
Государственное знамя 1742 Российская империя

DK Королевство Дания

Flag of Sweden svg Шведское королевство
Командующие
Государственное знамя 1742 Осип Игельстрём

Государственное знамя 1742 Виктор Ангальт-Бернбургский

Государственное знамя 1742 Мартын фон Дезин

Государственное знамя 1742 Самуил Грейг

Flag of Sweden svg Густав III

Flag of Sweden svg герцог Карл XIII

Силы сторон
31 500 32 000
Военные потери
6 000 погибших (2 640 убиты в бою) 18 000 погибших (3 000 убиты в бою)
Битвы русско-шведской войны 1788-1790
ГогландМост КвиструмЭландРоченсальм (1)РевельФридрихсгамКрасная горкаВыборгРоченсальм (2)

Русско-шведская война (1788—1790) — война, начатая Швецией и поддержанная Великобританией, Голландией и Пруссией с целью возвращения территорий, утраченных в ходе предшествующих войн с Россией.

История Редактировать

Начало войны Редактировать

Ещё в разгар войны России и Османской империи шведский король Густав III потребовал от российского правительства вернуть Швеции земли, отошедшие России по Ништадскому и Абовскому договорам. Российское правительство отклонило ультиматум, и 21 июня 1788 года, без объявления войны 38 000-ая шведская армия перешла границу и начала штурм крепости Фридрихсгам. Гарнизон был немногочисленным, но шведы не смогли сходу взять крепость. Несмотря на то, что основные силы русской армии сражались на юге, 9 000-ая русская армия сумела отразить вторжение.

Война на море Редактировать

Готландское сражение Редактировать

В первые дни войны шведская эскадра (16 линейных кораблей, 8 фрегатов, 6 вспомогательных кораблей) под командованием генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского получила приказ разгромить русский флот, дисклоцировавшийся в Финском заливе, и в случае успеха высадить на побережье и захватить Санкт-Петербург. Но 6 июля русская эскадра адмирала С. К. Грейга (17 линейных кораблей, 8 фрегатов и 7 вспомогательных судов) обнаружила западнее острова Гогланд шведскую эскадру и начала сближение с ней.

В 18 часов начался бой. В сражении с русской стороны участвовали только линейные корабли так, как остальные корабли оказались за боевой линией. В 22 часа бой завершился. Русская эскадра потеряла линейный корабль «Владислав», а шведская эскадра лишилась двух кораблей. В результате битвы шведы ушли в Выборг.

Морское сражение при Эланде Редактировать

Battle-of-krasnaya-gorka-1866

А. Боголюбов «Красногорское сражение 1790 года»

15 июля 1789 года русский парусный флот (28 кораблей) под командованием В. Я. Чичагова около острова Эланд отбил повторную попытку шведской эскадры (29 кораблей) высадить десант. 13 августа русский гребной флот под командованием вице-адмирала Нассау-Зигена из 86 кораблей атаковал в районе порта Роченсальм шведскую эскадру (62 корабля и 24 транспорта) адмирала Эренсвельда. Разделившись на два отряда атаковали шведов с севера и юга. Эскадра Эренсвельда потерпела сокрушительное поражение. Шведы потеряли 13 кораблей, 24 транспорта и 1,2 тысячи офицеров пленными. Русский флот потерял 2 корабля и 1 тысячу человек убитыми и ранеными. Оказавшись без поддержки флота шведские сухопутные силы оставили Южную Финляндию.

2 мая шведская эскадра из 26 кораблей атаковала 17 русских кораблей адмирала Чичагова. Но попытка шведов не удалась — русская эскадра не потеряла ни одного корабля, а шведы потеряли два корабля.

Бой у красной Горки Редактировать

800px-Russian victory vyborg

И. Айвазовский «Морское сражение при Выборге 23 июня 1790 года»

23 мая русский флот из 17 линейных кораблей атаковал шведов в Финском заливе, северо-западнее Красной Горки. Спустя четыре часа после начала боя шведская эскадра начала отход. На следующий день сражение возобновилось. В результате шведская эскадра была блокирована в Выборгском заливе и Густаву 3 пришлось отказаться то планов захвата Санкт-Петербурга.

Блокада шведской эскадры в Выборском заливе Редактировать

В конце июня шведская эскадра общей численностью около 200 судов были блокированы в Выборгском заливе. Их блокировали основные силы русского флота. В ночь на 22 июня он атаковал гребную флотилию шведов и вынудил их отступить к основным силам. Утром шведы предприняли попытку прорваться. Понеся огромные (7 линейных кораблей, 3 фрегата и 57 гребных судов) шведская эскадра прорвала блокаду и ушла в Свеаборг.

Мирный договор Редактировать

Main Основная статья: Верельский договор

Такие потери сильно ослабили морские силы Швеции и вынудили её правительство заключить мир. 3 августа между Российской империей и Швецией был заключён мир, подтвердивший условия Абовского договора 1743 года.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики