ФЭНДОМ

Свирид Коцур
Брати Коцури Степан Свирид Петро
Свирид Коцур (посередине)

Звание

  • Флаг УСРР.svg Комбриг
  • ФлагАнархия.svg Командующий армией

Годы службы

19181921

Принадлежность

Флаг УСРР.svg УСРР
ФлагАнархия.svg Махновщина

Командовал

Коцуровский отряд Вольного казачества (1917-конец 1918)
Флаг УСРР.svg Чигиринский курень "Красного" Казачества (начало 1919)
Коцуровский отряд Вольного казачества (с 21 февраля 1919),
ФлагАнархия.svg Вольное казачество Махновцев (с сентября 1919)

Вероисповедание

Православие

Дата смерти

Неизвестно

Важнейшие события

Гражданская война в России (1917 — 1921)
Освободительная война в Украине (1917-1920)

Коцур Свирид Дементьевич (30.1.1890, с. Суботов Чигиринского эт. Киевской губ. -?) — военный и общественный деятель, атаман субботовский сотни Вольного казачества (1917), руководитель Чигиринского повстанкома и Чигиринской "республики" (1919 - 1920), повстанческий атаман. В годы Первой мировой войны, проживая в Екатеринославе, вместе с анархистами ограбил банк, за что попал в суд. После Февральской революции 1917 года вернулся из Сибири в Суботов и погрузился в общественно-политическую работу. Был прекрасным оратором, умел зажигать людей. Делегат Первого съезда Вольного казачества (октябрь 1917). 1918 возглавил на Чигиринщине борьбу против гетманцев и их союзников-немцев. А в начале января 1919 отряд Свирида Коцура выступил против Директории и захватил Чигирин. Курень "красного казачества" под командованием Коцура стал опорой советской власти на Чигиринщине. В феврале 1919 курень (1095) имел на вооружении 900 винтовок, 12 пулеметов и 3 пушки. На участке железной дороги Знаменка - Бобринская действовал коцуривський бронепоезд "Зарница". В начале марта 1919 Чигиринский курень "красного казачества" Свирида Коцура отправился на фронт для борьбы против армии УНР. С боями прошел путь от Фундуклеевка в Волочиск. В июне 1919 г. Чигиринский курень "красного казачества" реорганизовано в 414-й полк, который получает задание ликвидировать полк гайдамаков Холодного Яра. Попытка холодноярцев разоружить отряды Коцура, возвращавшихся с фронта, была неудачной. В конце июня С. Коцур, поддержанный красными частями, повел наступление на Холодный Яр со стороны Суботова, захватил Медведевку и двинулся на Мельники. Холодноярцы отбили наступление, потеряв при этом 11 человек. Потери коцуривцив достигали 80 человек убитыми. Брат Свирида Петр Коцур еще в начале 1900-х годов был одним из активистов созданной на Чигиринщине Украинской народной обороны, которая возникла на основе УПСР с целью соединить национальной и земельный вопрос, поднять общеукраинское восстание, получить автономию Украины. В 1919 - 1920 годах братья Коцуры - участники многих сражений против деникинцев, а позже - против красных. В сентябре 1919 Свирид Коцур со своим отрядом влился в Повстанческую армию Нестора Махно. В феврале 1920 Коцуры - снова в конфликте с УНР. В Армии УНР Зимнего похода было даже издан приказ, что "все отделы Коцура считать враждебные нам и при случае разоружать". Так, 18 - 19 февраля части Запорожской дивизии разоружили коцуривськую охрану г. Каменки. 30 марта большевики нанесли удары коцуривським отрядам. Согласно официальной версии, Коцура был захвачен в плен и вскоре расстрелян на станции Знаменка, о чем было официальное объявление в коммунистической прессе. Существует и версия, что ему удалось вырваться из плена (благодаря красному командиру, с которым когда-то отбывал каторгу) и эмигрировать в Болгарию, а затем во Францию​​. В мае 1920 г. отряд Петра Коцура (150 - 200 человек) сделал попытку захватить Чигирин. Действовал по крайней мере до 16 июля 1923. Александр Солодар зафиксировал рассказ суботовчан о том, что некий "белый человек" приезжал в 1980-х годах к Ильинской церкве, в Суботов, на кладбище, посещал могилы родных, похоронены рядом с церковью. Старожилы утверждали, что тот человек был очень похож на Свирида Коцура.

Источники Редактировать

  • "Холодний Яр", Ю. Горлис-Горский

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики