ФЭНДОМ

Святополк II Изяславич

Congress in Dolobsk 1103

Титул

18-й Великий князь Киевский

Династия

Рюриковичи

Годы правления

24 апреля 1093 - 16 апреля 1113

Предшественник

Всеволод Миролюбивый

Преемник

Владимир Мономах

Годы жизни

8 ноября 1050 - 16 апреля 1113

Вероисповедание

Православие

Важнейшие события

Русско-половецкая война (1093-1096)
Междоусобная война (1096-1097)
Любечский съезд князей (1097)
Междоусобная война (1097-1100)
Съезд князей в Уветичах (1110)
Междоусобная война (1112-1113)

Святополк II Изяславич - князь полоцкий (1069-1071), новгородский (1078-1088), туровский (1088-1093), великий князь Киевский (1093-1113). Сын великого князя киевского Изяслава Ярославича.

Во время правление Святополка прошла тяжёлая русско-половецкая война 1093-1094 годов. Также на Руси начались съезды князей с целью укрепить государство от иноземных врагов, прекратить междоусобицы и централизовать великокняжескую власть.

Удельный князьРедактировать

В 1069 году отец Изяслав посадил Святополка в Полоцк. В 1071 году Всеслав Чародей, прежний князь Полоцкий, вернул себе удел. Следующие два года Святополк провёл с Изяславом Ярославичем в Киеве, а затем отправился с ним в изгнание.

Уже после возвращения Изяслава в Киев, Святополк получил в 1078 году Новгород и зимой того же года ходил вместе с Владимиром Мономахом на половцев и сжег главный город их, Полоцк.

В Новгороде Святополк княжит до 1088 года, но, не поладив с местной знатью, перебирается в Туров. В Турове Святополк княжил до 1093 года, когда его призвали на великокняжеский престол.

Битва с половцами

Битва с половцами

После смерти великого князя Всеволода I, его сын, Владимир Мономах, решив не претендовать на престол дабы не начать новую усобицу, отдал его Святополку, сыну Изяслава.

Русско-половецкая война (1093-1096)Редактировать

Сразу же после занятия киевского престола Святополк приказал схватить половецких послов, которые явились к нему с намерением заключить мир. В ответ на это половцы совершили разорительный набег на русскую землю.

Святополк с Владимиром Мономахом отправились на защиту Русской границы и 26 мая 1093 года произошла битва на Стугне. Русские встали в порядок у усиленными флангами, но половцам удалось последовательно нанести поражение сначала киевскому полку, а затем и остальным. Во время бегства в Стугне утонул Ростислав Всеволодович. А половцы девять недель осаждали Торческ, потом разделились надвое: одни остались у города, а другие пошли на Киев.

Rerih16

Половецкий стан

Святополк вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желани, и снова проиграл, причём погибших с русской стороны было больше, чем на Стугне. Святополк прискакал в Киев, а половцы вернулись к Торческу. На другой день обессиленные защитники сдались. Половцы взяли город, сожгли его, а людей поделили и увели в степь. Святополк же, не имея больше сил вести войну, в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жены дочь половецкого хана Тугоркана. Однако мир продолжался недолго.

В 1095 году Святополк в союзе с Владимиром Мономахом опять напал на половецкие земли, захватил "скот и коней, верблюдов и челядь".

Однако половцы не остались в долгу, уже в 1096 году они вновь напали на Русь и осадили Переяславль. 19 июля Святополк и Владимир разгромили врага. В битве пали многие половецкие князья, в том числе и хан Тугоркан с сыном. После этого половцы бросились на киевские монастыри — Стефанов, Германов и Печорский — и, разграбив их, ушли обратно в степь.

Война с Олегом Святославичем (1094-1097)Редактировать

Posterlux-bilibin

Княжеские междоусобицы

В 1094 году Олег Святославич в союзе с половцами вынудил Владимира Мономаха покинуть Чернигов, и только в 1096 году князь вместе со Святополком совершили ответный поход, вынудили Олега покинуть Чернигов.

В 1096 году началась борьба между Владимиром Мономахом и Олегом во всей восточной части Киевской Руси, за Рязань, Муром, Ростов и Суздаль, в которой погиб сын Владимира, Изяслав. Благодаря вмешательству новгородских сил во главе с Мстиславом Владимировичем удалось нанести ряд поражений Олегу и склонить его в сторону принятия мирного договора.

Таким образом в 1097 году Давид и Олег явились на общий съезд князей в Любече для установления мира и объединения усилий против половцев. Князья решили, чтобы каждый владел своей отчиной:

Святополку Изяславичу, как старшему, Киев с Туровом и титул великого князя; Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;  Олегу и Давиду Святославичам — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань; Давиду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком; Васильку Ростиславичу — Теребовль, Червень и Перемышль.

Война против Василька и Володаря Ростиславичей (1097-1100)Редактировать

0 74ce0 58ccd18b XL

Княжеская дружина

В 1097 году, сразу же после Любечского съезда, Давид Игоревич в союзе со Святополком оклеветал Василька Ростиславича Владимира Мономаха, после чего по приказу Давида Игоревича Василёк был ослеплён и увезён в Волынь.

Володарь Ростиславич сразу же выступил в поход против Давыда и добился выдачи брата. В ноябре 1097 года Владимир Мономах осадил Киев, едва не заставив бежать Святополка Изяславича. Однако было принято решение о перемирии, по которому у Давида Игоревича отняли Владимир-Волынский.

Недовольный решением решением великий князь Святополк в том же 1097 году собрал свои рати в поход на Василька и Володаря Ростиславичей, но потерпел поражение на Рожном поле. После поражения Святополк призвал на помощь венгерского короля Коломана I Книжника и половецкого хана Боняку.

В 1098 году Володарь Ростиславич занял Перемышль и двинулся на Вагру, где разгромил а=войска венгерского короля. В ходе военных событий Ростиславичи отстояли свои владения в Прикарпатье, а Давыд Игоревич ненадолго завхаит Владимир-Волынский и Луцк.

Ослепление

Ослепление Василька Ростиславича. Миниатюра из летописи

Решение о прекращении междоусобицы было положено в 1100 году Владимиром Мономахом. Таким образов состоялся княжеский Съезда в Уветичах, по решению которого Волынь отходила к Святополку Изяславичу, а Давид Игоревич получал Дорогобуж.

После съезда в Уветичах в правление Святополка Изяславича больше не было крупных междоусобиц.

В 1102 году Святополк захотел отправить на княжение в Новгород своего сына Ярослава, однако новгородцы настояли на кандидатуре Мстислава, сына Владимира Мономаха.

В 1104 году произошлс последняя за период правления Святополка усобица: киевский воевода Путята Вышатич, Ярополк Владимирович, Олег Святославич и Давыд Всеславич ходили на Глеба Всеславича минского.

Война с половцами (1103-1111)Редактировать

15 апреля 1101 года у Сакова русские князья заключили мир с половцами, который однако не продержался дольше двух лет.

Уже весной 1103 года Святополк и Владимир Мономах собрались на совет в Долобске где было принято решение о первом походе в степь против половцев. Давид Всеславич и Давид Ярославич пришли со своими войсками, а Олег Святославич сослался на болезнь.

800px-Igorsvyat

После сечи

В битве на реке Сутени погиб половецкий хан Алтунопа. Затем были разбиты и главные силы половцев, Урусоба и 19 других половецких князей погибли, Белдюз был захвачен в плен и убит Владимиром за нарушение мирного договора.

В 1106 году незначительный половецкий набег был отражён киевскими воеводами Янем и Иваном Захарьичем.

В 1107 году Святополком, Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом были разбиты на реке Суле хан Боняк и Шарукан, которые смогли спастись бегством.

В 1109 году был проведён поход под руководством воеводы Дмитра Иворовича которые разгромили несколько половецких лагерей.

В 1111 году Святополк, Давид Игоревич и Владимир Мономах вторглись в верховья Донца, взяли города Шарукань и Сугров, а затем разгромили половцев на Салнице.

Последние годы жизниРедактировать

Kopiya

Русский храм

Менее успешной была внутренняя политика Святополка. В памяти киевлян он остался князем скупым, пускавшимся с целью наживы во всевозможные авантюры. Князь закрывал глаза на многие злоупотребления киевских ростовщиков и сам не брезговал спекуляциями с солью. В его правление многие киевляне были разорены и попали в долговую кабалу.

Святополк Изяславич стремился поддерживать союз с переяславским князем Владимиром Мономахом и даже женил своего сына Ярослава на его внучке. Дочь Сбыславу он выдал замуж за польского короля Болеслава, а Предславу — за венгерского королевича.

После Пасхи 1113 года Святополк Изяславич разболелся и скончался 16 апреля. Великий князь умер в Вышгороде и был похоронен в киевской церкви святого Михаила.

После его смерти в Киеве произошло народное восстание, в ходе которого были ограблены дома должностных лиц и ростовщиков. Старейшины решили призвать на "злат стол" Владимира Мономаха.

 Святополк II (1093-1113)
Dolobsk мини

ПОР
Правители России (2409 до н.э. — 2013)
Logo-kolo Славянский племенной союз
(старейшины —
2409 год до н. э - 862)
СловенВандал НовгородскийСтолпосвятВладимир ДревнийБравлинБуривойГостомысл
Logo-kolo Новгородская Русь
(князья Новгородские —
862 - 882)
Рюрик I ВаряжскийОлег I Вещий
365px-Alex K Kievan Rus..svg Киевская Русь
(великие князья
Киевские — 882 - 1169)
Олег I ВещийИгорь СтарыйОльга СвятаяСвятослав I ВеликийЯрополк I СвятославичВладимир Красное СолнышкоСвятополк ОкаянныйЯрослав МудрыйМстислав ХрабрыйИзяслав I Ярославич (Триумвират Ярославичей) • Всеслав ЧародейСвятослав II ЯрославичВсеволод I МиролюбивыйСвятополк II ИзяславичВладимир МономахМстислав ВеликийЯрополк II ВладимировичВячеслав ВладимировичВсеволод II ОльговичИгорь II ОльговичИзяслав II МстиславичЮрий ДолгорукийРостислав МстиславичИзяслав III ДавидовичМстислав II Изяславич
Lob flag moskovskiy Владимирская Русь
(великие князья
Владимирские — 1169 - 1328)
Андрей БоголюбскийМихаил I ЮрьевичЯрополк III РостиславичВсеволод Большое ГнездоЮрий II ВсеволодовичКонстантин ДобрыйЯрослав II ВсеволодовичСвятослав III ВсеволодовичМихаил I ХрабрыйАндрей II ЯрославичАлександр НевскийЯрослав III ЯрославичВасилий КостромскойДмитрий I АлександровичАндрей ГородецкийМихаил II СвятойЮрий III ДаниловичДмитрий Грозные ОчиАлександр II Тверской
261px-Coat of arms of Russia (XV Century).svg Московская Русь
(великие князья
Московские — 1328 - 1547)
Иван КалитаСимеон ГордыйИван II КрасныйДмитрий СуздальскийАлексей БяконтДмитрий ДонскойВасилий I ДмитриевичСофья ВитовтовнаВасилий II ТёмныйЮрий IV ЗвенигородскийВасилий III КосойДмитрий ШемякаИван III Великий (Иван МолодойДмитрий Внук) • Василий III ИвановичИван IV Грозный (Михаил ГлинскийЕлена ГлинскаяВасилий ШуйскийИван ШуйскийМакарий)
Flag of Tzar of Muscovia.svg Русское царство
(Государи, Цари и Великие
Князья всея Руси — 1547 - 1721)
Иван IV Грозный (Избранная РадаСимеон Бекбулатович) • Фёдор I БлаженныйБорис Годунов (Ирина Годунова) • Фёдор II Годунов (Мария Скуратова-Бельская) • Лжедмитрий IВасилий IV Шуйский (Лжедмитрий II) • Семибоярщина (Фёдор Мстиславский) • Владислав I Польский (Александр Корвин-Гонсевский) • Козьма Минин и Дмитрий ПожарскийМихаил Кроткий (Фёдор Романов) • Алексей Михайлович (Борис МорозовАлексей АлексеевичАртамон Матвеев) • Фёдор III АлексеевичСофья I АлексеевнаИван V АлексеевичПётр I Великий (Наталья Нарышкина)
Romanov Flag.svg Российская империя
(Всероссийские императоры
и самодержцы — 1721 - 1917)
Пётр I ВеликийЕкатерина I АлексеевнаВерховный Тайный Совет (Александр Меншиков) • Пётр II (Василий и Алексей Долгорукие) • Анна Иоанновна (Эрнст Бирон) • Иван VI (Анна Леопольдовна) • Елизавета ПетровнаПётр III ФёдоровичЕкатерина II АлексеевнаПавел I ПетровичАлександр I Павлович (Негласный комитет) • Николай I ПавловичАлександр II НиколаевичАлександр III АлександровичНиколай II Александрович
100px-Russian coa 1917 vrem Российская республика (главы
Временного Правительства — 1917)
Георгий ЛьвовАлександр Керенский
Coat of arms of the Soviet Union.svg Советская Россия (председатели
СНК РСФСР — 1917 - 1922)
Владимир Ленин
Coat of arms Kolchak 1919 (1) Российское государство
(Верховный правитель России
— 1918 - 1920)
Александр Колчак
Coat of arms of the Soviet Union.svg СССР (Председатели СМ СССР,
первые и генеральные секретари
ЦК КПСС, президент СССР
— 1922 - 1991)
Владимир ЛенинИосиф СталинГеоргий МаленковНикита ХрущёвЛеонид БрежневВасилий КузнецовЮрий АндроповКонстантин ЧерненкоМихаил ГорбачёвГеннадий Янаев
Flag of Russia svg Российская Федерация
(Президенты РФ — 1991 - наши дни)
Борис ЕльцинВладимир ПутинДмитрий Медведев