ФЭНДОМ

Звезда
Избранная статья
Эта статья была объявлена избранной. Она содержит немало интересной и подтверждаемой информации, которая, к тому же, и оформлена не хуже. Но если Вам есть, что в неё добавить — правьте смело.
Архив
Таллинская оборона
Операция "Барбаросса"
Великая Отечественная война
Baltflot gr
Возведение оборонительных укреплений
Дата 5-18 августа 1941 года
Место Эстонская ССР, СССР
Итог Тактическая и оперативная победа Германии, переход КБФ в Кронштадт
Противники
Flag of the Soviet Union (1923-1955) svg СССР Флаг Третьего Рейха Третий Рейх
Командующие
Flag of the Soviet Union (1923-1955) svg И. Ф. Николаев

Flag of the Soviet Union (1923-1955) svg М. М Попов

Flag of the Soviet Union (1923-1955) svg В. Ф. Трибуц

Флаг Третьего Рейха Георг фон Кюхлер
Силы сторон
около 40 000 60 000
Военные потери
11 432 человек

93 бронемашины, 6 000 ед. стрелкового орудия

неизвестно
Оборона Таллина 1941 года (5 — 28 августа) — оборона столицы Эстонской ССР и главной базы Балтийского флота Красной Армией от немецких войск. Данный период войны проходил с 5 по 28 августа 1941 года.

Ход сражение Редактировать

Войска немецкой группы армий «Север» 18-й Армии пятого августа вышли на подступы к Таллину, а буквально спустя два дня выход к побережью Финского залива отрезал город с суши.

В обороне Таллина принимали участие отряды морской пехоты, десятый стрелковый корпус 8-й Армии. Эти силы поддерживались авиацией и береговой артиллерией Балтийского флота, а также кораблями. Обороной Таллина руководил генерал-лейтенант Попов. Столица эстонской ССР не была готова к атаке с суши. Оборонительные сооружения начали возводить под руководством инженерного отдела флота со второй половины июля 1941 года. К строительству укреплений привлекались население, силы флота, войска. Следует заметить, что строительство завершить не удалось.

Схема Таллинской обороны

Схема боевых действий, 5-28 августа 1941

Против сил Красной Армии, которые обороняли Таллин, командование немецких сил выставило 4 пехотные дивизии, усиленные авиацией, танками, артиллерией. По решению командующего Балтфлотом5 августа создается штаб обороны главной базы. Его возглавил генерал-майор береговой службы Зашихин. Невзирая на существенное превосходство сил, таллинские защитники остановили продвижение врагов. 14 августа управление обороной Таллина возлагается на Военный совет Балтийского флота.

20 августа 1941 году противник, подтянув свежие силы, возобновляет наступление, нанося основной удар с востока в прибрежной полосе. Стоит заметить, что именно здесь оборона с точки зрения инженерного обеспечения было ослабленным. Через пять дней войска советов отходят на основной рубеж обороны, который находился в пригороде Таллина. У немецких войск появилась возможность простреливать порт и город на полную глубину. В это время, в связи с тем, что враг прорвался к Ленинграду, Ставка ВГК принимает решение 26 августа перебазировать гарнизон и флот Таллина в Ленинград и Кронштадт.

Через день Трибуц получил приказание эвакуироваться в Кронштадт. В тот же день противник врывается в Таллин, где происходят упорные бои на улицах. 28 августа 1941 года начинается эвакуация.

Значение Редактировать

К сожалению, оборона Таллина не оказала сколько-нибудь существенного влияния на военные действия, которые проходили на ленинградском стратегическом направлении. Молниеносное движения к Ленинграду сил вермахта парализовало Балтийский флот, который почти всю войну простоял в Финском заливе. Флот оказался «запечатанным» финскими и немецкими минными постановками.