ФЭНДОМ

Тихвинская икона Божией Матери

441px-Тихвинская икона Божией Матери
Подлинник без оклада

Тип

Путеводительница

Время написания

I век нашей эры

Автор

Евангелист Лука

Школа иконописи

Византийская

Появление на Руси

1383 год

Местонахождение

Тихвинский Успенский мужской монастырь

Празднование

9 июля (26 июня)

На иконе

Богородица, младенец Иисус

Тихвинская икона Божией Матери — чудотворная икона, написанная в Византии евангелистом Лукой. На Русь попала в 1383 году из-за чуда перед взятием столицы Византии турками.

ИсторияРедактировать

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм.

В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.

Усердием великого князя Василия Ивановича (1505-1533) вместо деревянного храма был возведен каменный.

В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесённый каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена.

Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.

Православная иконография Богородицы
до XII века: ВладимирскаяСмоленскаяТихвинскаяИверскаяТроеручицаДостойно естьСкоропослушница

XII-XIII века: УмилениеФеодоровскаяМуромскаяБоголюбскаяЗнамениеЖивоносный ИсточникДонскаяТолгская
XIV-XVI века: Умягчение злых сердецСемистрельнаяПочаевскаяБлагодатное НебоКазанскаяСтарорусскаяГрузинскаяСтрастнаяО Тебе радуетсяУтешениеНеопалимая Купина
XVII века: Утоли Моя ПечалиВсех Скорбящих РадостьВ скорбех и печалех УтешениеВсецарицаНечаянная РадостьПрибавление умаМлекопитательницаВзыскание погибшихСлово плоть быстьНеувядаемый цвет
XVIII-XIX века: Калужская икона Божией МатериДержавная икона Божией МатериНеупиваемая ЧашаСпоручница грешныхПокрова

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики