ФЭНДОМ

Туркманчайский мирный договор
Русско-персидские войны
250px-Turkmanchay
Подписание Туркманчайского договора 10 февраля 1828 года
Дата подписания 10 февраля 1828 года
Место подписания Туркманчай (близ Тебриза)
Итог Персия подтвердила условия Гюлистанского договора 1813 года
Территориальные
изменения
Россия получала Эриванское и Нахичеванское ханства
Стороны
Imperial Standard Российская империя Flag of Agha Mohammad Khan.svg Персидская империя Каджаров
Полномочные представители
Imperial Standard И. Ф. Паскевич Flag of Agha Mohammad Khan.svg принц Аббас-Мирза

Туркманчайский мирный договор- договор между Российской империей и Персией, подписанный 10 (22) февраля 1828 года, завершивший русско-персидскую войну 1826-1828 годов.

В ходе войны русские войска одержали полную победу, и хотя русское правительство готовилось к войне с Османской империей, и тороилось подписать мирный договор, Персия была вынуждена признать своё поражение. По договору к Российской империи отходили территории ханств Эриванского и Нахичеванского (Восточная Армения), Персия выплачивала России 20 тысяч рублей серебром, признавала право России иметь на Каспийском море военный флот и также персы обязались не препятствовать переселению армян на территорию Российской империи. Русское правительство в свою очередь признало принца Аббас-Мирзу наследником персидского престола.

Одновременно подписанный торговый договор давал русским купцам право свободной торговли на территории всей Персии. С этого момента британское влияние в Персии улетучилось и сменилось русским. До "русской" революции 1917 года Персия с Россией воевать не будет. В разработке условий принимал участие Александр Грибоедов. За столь удачный договор Грибоедов поплатился - 30 января (11 февраля) 1829 года его зверски убили.

Полный текст Туркманчайского мирного договора