ФЭНДОМ

Хазаро-славянская война (839)
Русско-хазарские войны
Завоевания Хазарского каганата
ВП Дань хазарам Радзимилловская летопись
Дань Хазарам
Дата 839 год
Место Славянский племенной союз - земли полян
Причина Завоевания Хазарского каганата
Итог Поражение славян; наложение на славян дани
Противники
Logo-kolo Славянский племенной союз Флаг Хазарии tengri Хазарский каганат
Командующие
Logo-kolo Кий? Неизвестно

Хазаро-славянская война (839) - война южных славянских племён с Хазарским каганатом, часть успешных завоевательных походов Хазарии. Закончилась поражением славян и наложением на них дани.

Ход войныРедактировать

Разгром славянРедактировать

Как славяне были завоёваны хазарской армией неизвестно, «Повесть временных лет» сообщает лишь о дани, которую славяне были вынуждены платить хазарам и упоминает время завоевания - 839 год. Тем не менее, «Повесть временных лет» относит завоевание хазарами славян ко времени правления легендарных Кия, Щека и Хорива.

Другими словами это произошло при первых царях династии Обадидов, возможно для покорения славян была использована мусульманская гвардия, или наёмники - норманны. После завоевания, хазары разоружили славян, потребовав сдать мечи.

Судя по всему, славяне были разгромлены при участии норманнов, которые служили в хазарской армии. Возможно, они помогали подавлять славянские восстания, так как хазары делили с ними дань со славян до 862 года.

Тот факт, что завоевание Руси произошло в 839 году подтверждает слова шведов, что Русью правит наместник-каган. Этот факт может служить также доказательством участия норманнов в захвате хазарами славянских племён. Примерно в то же время известны хазарские монеты на Готланде.

ПоследствияРедактировать

Итогом завоевания стала дань, наложенная на славянские племена. Характер этой дани точно не установлен, и неизвестно, как часто славяне должны были платить дань. В «Повести временных лет» говорится, что славяне платили хазарам «от дыма по мечу», «по серебряной монете и по белке», «по щелягу с сохи». Что такое шеляг также нет общего мнения.

В некоторых списках, вместо «по бъле и въверини» (то есть по белечьей шкурке и монете) стоит «по бъле и дъвеци» (девице), таким образом, хазары требовали в качестве дани молодых девушек. При таком чтении выражение «бъле и дъвеци» означает «по белой девице от дома» — словом «бѣль», «бѣлица» на Руси называли женщину, девушку и замужнюю.

Таким образом, хазары требовали со славян рабынь, меха и оружие. Эти товары потом распространялись раданитами вплоть до Андалусии. В последующем рабов, меха и оружие русы будут продавать в Хазарию (возможно, согласно некоему договору норманнов и хазар, дань со славян стали получать норманны; в обмен, норманны стали служить в хазарской армии).

Дань славянские племена платили с как минимум 839 года по 964 год, когда последнее славянское племя — вятичи — ещё платили дань Хазарии накануне похода Святослава на хазар.

ДостоверностьРедактировать

"Повесть временных лет" о завоевании славян:

По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось всё это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: «Этому суждено унизить землю Египетскую». Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день.

"Повесть временных лет" об участии норманнов в завоевании славян:

В год 6367 (859). Норманы из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

Летопись о дани хазарам:

В лът(о) 6367. Имаху дань варязи из замория в чюди, на словенех, на мерях, и на всъх кривичех. А козаре имаху на полех, и на съвере, и на вятичех, имаху по бъле и дъвеци от дыма

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики